При изучении тех, чьи имена встречаются в Священном Коране, становится ясно, что единственной женщиной, имя которой в нём упомянуто, является досточтимая Марьям (р.а.).
Марьям (Дева Мария), мать пророка Исы (Иисуса) (а.с.), упоминается в Коране 34 раза в 12 сурах, одна из которых названа её именем. Имя Марьям было дано ей матерью. Марьям (р.а.) родилась в результате принятия молитвы её матери и является символом преданности пути Господа Миров.
Жена Имрана, у которой не было детей, пред Аллахом дала обет о том, что, если у неё родится ребёнок, она отдаст его на воспитание в храм (Байт аль-Макдис). В соответствии с иудейским шариатом на воспитание в храм отдавали мальчиков.
Но когда у неё родилась дочь, жена Имрана была в растерянности и попросила у Аллаха помощи.
Об обете отдать досточтимую Марьям (р.а.) в храм Аллаха в Священном Коране говорится следующее:
«И вот сказала жена Имрана: «Господи! Я дала обет посвятить Одному Тебе того, кто у меня в чреве. Прими же [его] от меня! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий». И когда она родила ее [Марьям], то сказала: «Господи! Я родила девочку, – И Аллах лучше [нее] знал, кого она родила, – Но ведь мужчина не подобен женщине! [Она боялась, что Всевышний не примет ее обет, потому что женщина не сможет служить в храме] Я, поистине, назвала ее Марьям, и я прошу Тебя защитить ее и ее потомство от побиваемого шайтана» (Али Имран, 35-36).
Марьям (р.а.), которая в соответствии с обетом жены Имрана должна была посвятить свою жизнь Аллаху, в раннем возрасте была отдана в Байт аль-Макдис, где были священнослужители из потомков Харуна (Аарона).
Досточтимый Закарийя (а.с.) был близким родственником Марьям (р.а.), поэтому он хотел взять на себя заботу о ней. Другие священнослужители были не согласны с этим, потому что Имран в то же время был их религиозным лидером.
После переговоров священнослужители решили с помощью жеребьёвки определить того, кто возьмёт на себя воспитание досточтимой Марьям. В конце концов, жребий выпал на Закарию и так он взял Марьям (р.а.) на своё попечительство.
В Священном Коране отмечается, под какой пристальной защитой была воспитана досточтимая Марьям (Мария):
«Господь принял ее благосклонно, вырастил ее хорошей и поручил ее Закарии. Входя к ней в комнату, Закария каждый раз находил около нее пищу. Он спросил: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха. Поистине, Аллах дает пропитание, кому пожелает, без счета» (Али Имран, 37).
Во время воспитания Марьям (р.а.) досточтимый Закарийя (а.с.) понял, что она была очень особенным человеком. Ибо он был свидетелем того, как Аллах растил Марьям с такой же заботой, как Он взращивал какое-либо растение.
Совершенные женщины: как Марьям (р.а.) рожала пророка Ису (а.с.)
Аллах ниспослал Марьям (р.а.) много милостей и возвысил её над другими женщинами в этом мире:
«И вот сказали ангелы: «О Марьям! Поистине, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров [то есть, всех народов твоего времени]. О Марьям! Будь смиренной перед твоим Господом, совершай земные поклоны и поясные поклоны вместе с совершающими поясные поклоны» (Али Имран, 42-43).
Одним из примечательных моментов в Священном Коране является то, что Марьям (р.а.) являлась образцом целомудрия и воспитанности в обществе. Так, что эта особенность досточтимой Марьям была описана Аллахом следующим образом:
«А также [Аллах сделал примером для верующих] Марьям, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие. И Мы вдохнули в нее от Нашего Духа [и создали в ее утробе Ису]. Она [Марьям] поверила словам своего Господа и Его Книги, будучи [женщиной] постоянствующей в поклонении» (Ат-Тахрим, 12).
Согласно Священному Корану, досточтимой Марьям, которая, покинув свою семью и скрывшись от людей, направилась куда-то на восток, явился ангел в человеческом образе и сообщил, что у неё родится сын. Это одно из величайших чудес, связанных с пророком Исой (а.с.). В Священном Коране эта тема подробно описана.
Так, явление Джабраиля (а.с.) досточтимой Марьям и произошедший между ними разговор в суре Марьям описывается следующим образом:
«И упомяни [о Мухаммад] в Книге [историю] Марьям. И она удалилась от своей семьи к востоку [уединилась в восточной части Храма в Иерусалиме]. Она отгородилась от них занавесом. А Мы отправили к ней Дух Наш [ангела Джибриля], и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она [в испуге] сказала: «Я прибегаю к защите Милостивого от тебя! Если ты боишься Аллаха [то не приближайся ко мне]». [Джибриль] Сказал: «Поистине, я – только посланец твоего Господа. [Я пришел] чтобы подарить тебе чистого сына [пророка]». Она спросила: «Как у меня может быть сын, если меня не касался ни один мужчина, и я не была блудницей?» Он ответил: «Вот так! [Аллах создаст в тебе сына без посредничества отца] Твой Господь сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением [Нашего могущества] для людей и милостью от Нас [для верующих]. И это [творение Исы] – дело решенное» (Марьям, 16-21).
«И вот сказали ангелы: «О Марьям! Поистине, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя ему – Помазанник Иса, сын Марьям. Он будет уважаем и в этом мире, и в вечной жизни, и станет одним из приближенных [к Аллаху людей и одним из величайших пророков и посланников]» (Али Имран, 45).
«Он будет говорить с людьми в колыбели и в зрелом возрасте. И он станет одним из праведников» (Али Имран, 46).
«Марьям сказала: «Господи! Как может у меня быть сын, если ко мне не прикасался ни один мужчина?» Он [ангел] ответил: «Таким образом Аллах творит, что пожелает! Когда Он решает [создать] что-то, Ему достаточно просто сказать: «Будь!» – и оно появляется» (Али Имран, 47).
Для успокоения её сердца Аллах утешил Марьям, сообщив, что положение Исы было таким же, как и положение Адама. Воистину, Всевышний Аллах, способный сотворить пророка Адама (а.с.) из земли, способен сотворить и пророка Ису (а.с.) без отца.
В Священном Коране этот факт описан следующим образом:
«Поистине, пример Исы перед Аллахом подобен примеру Адама [у обоих не было отца]: [Аллах] создал его [Адама] из земли, после чего сказал ему: «Будь! [Оживи!]» – и тот ожил. [Все это –] Истина от твоего Господа. И не будь из тех, кто сомневается [в этом]!» (Али Имран, 59-60).
Марьям (р.а.), подвергшаяся после рождения ребёнка без отца жестокой клевете со стороны общества, в котором она жила, упоминается в Коране как целомудренная и благочестивая женщина, и по праву занимает главное место среди женщин, чьё имя приводиться в пример как в истории ислама, так и в истории человечества. В соответствии с этим качеством она, как мать пророка, восхваляется в Коране следующим образом:
«Вспомни также] Ту [женщину, а именно Марьям, мать пророка Исы], которая сохранила свое целомудрие. И Мы вдохнули от Нашего духа [Джибриля] и сделали ее и ее сына [Ису] знамением для миров [для ангелов, джиннов и людей, потому что она родила сына без мужа]» (Аль-Анбия, 91).
Марьям - мать пророка Исы (Иисуса). Что о ней говорится в Коране?
Перевод Ольга Тюркмен