Что делать, если нашёл клад?

Согласно ученым исламского права, все ценное, что находят люди в земле, бывает двух видов: клады и полезные ископаемые.

Правоведы в своих книгах подробно разбирают положения, связанные с кладами. Их решения относительно этой темы в основном зависят от того, где и какой клад был найден. Если клад был найден в земле, которая принадлежит конкретному человеку, то у него одно положение. Если же он был найден в земле, которая никому не принадлежит, то относительно него ученые выводят другие решения.

В фикхе клады делятся на три вида:

1. Клад, когда-либо принадлежавший мусульманам.

К этому относятся монеты, оружие, различные ювелирные изделия и другие предметы, которые представляют собой ценность, и на которых присутствуют знаки, указывающие на принадлежность мусульманам. На предметах могут быть выгравированы слова шахады или какие-либо аяты или хадисы.

В отношении таких кладов действуют положения, связанные с находками («люката»). Человек должен искать хозяина этого предмета в течение года. Если за это время он его не найдет, то вещь достается ему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал человеку, который спросил его о находке: «Внимательно посмотри, во что она помещена и чем завязана, после чего объявляй о ней в течение года. Если найдется владелец, верни ее. Если же нет, то она принадлежит тебе».

Четкое руководство: можно ли взять себе вещи, найденные на улице?
В каких случаях можно подбирать вещи на улице?
04.08.2020
9491

2. Клад времен джахилии (доисламского периода).

Такие клады можно отличить также по специальным знакам, изображенным на них идолам и прочим элементам. С подобными кладами поступают так же, как и с полезными ископаемыми. Клад делится на пять частей, и одну часть человек обязан отдать в мусульманскую казну, а остальное он вправе оставить себе, если клад был найден в бесхозной земле, например, в лесу или в поле. Если же клад был найден в частной земле, то одна пятая отдается в казну, а все остальное достается владельцу земли (аль-Маусили, «аль-Ихтияр», 1 том, 117-118).

3. Клад без отличительных знаков.

Если на найденных ценных вещах нет отличительных знаков и невозможно понять, принадлежат ли они исламской эпохе или эпохе джахилии (невежества), то в отношении такого клада действуют те же правила, что и в отношении клада, принадлежащего доисламским временам (см. пункт 2).

Islam-today

Социальные комментарии Cackle