По мнению большинства алимов, сура «Ан-Ниса» была ниспослана в Медине. Состоит из 175 аятов по Куфи, 176 аятов по Басри и 177 аятов по Шами.
В одном из риваятов, переданных от Ибн Аббаса (который был передан от Атыййи), хоть и говорится, что сура «Ан-Ниса» была ниспослана в Мекке, однако наиболее распространенным и известным мнением является то, в соответствии с которым эта сура была ниспослана в Медине.
Однако было сказано, что 58-й аят, в котором говорится: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество...», был ниспослан в Мекке. Этот аят был ниспослан в связи с тем, что посланник Аллаха (с.а.с.) попросил у Османа ибн Талха ключи от Каабы, чтобы передать их Аббасу (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/1).
В соответствии с мнением большинства алимов, бравших за основу не конкретное место ниспослания, а период до или после хиджры, данный аят по своей сути является мединским, а не мекканским. Кроме того, в риваяте, приводимом Бухари, сообщается, что Аиша говорила: «Суры аль-Бакара и ан-Ниса были ниспосланы, когда я уже была рядом с посланником Аллаха (после первой брачной ночи)». А, как известно, первая брачная ночь посланника Аллаха (с.а.с.) и Аиши (р.а.) была в Медине, по данному вопросу между алимами нет никаких разногласий (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/3).
Наряду с этим было высказано одно мнение, в соответствии с которым эта сура была ниспослана во время хиджры (переселения) (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 4/178).
Так же в соответствии с одним из риваятов, последний аят этой суры, так называемый «аят Каляля», является самым последним ниспосланным аятом Куръана (Бухари, Тафсируль-Куръан, Ниса, 4/27).
وَآتُواْ الْيَتَامَى أَمْوَالَهُمْ وَلاَ تَتَبَدَّلُواْ الْخَبِيثَ بِالطَّيِّبِ وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا
«Отдавайте сиротам (когда они достигнут совершеннолетия) их имущество и не заменяйте (свое) дурное (имущество) на (их) хорошее. Не поедайте их имущество вместе со своим имуществом. Поистине, это великий грех» (Ан-Ниса, 2).
Мукатиль и Кельби говорили: «Этот аят был ниспослан в отношении одного человека из племени Гатафан, который являлся опекуном сына своего брата, которому после смерти отца досталось большое наследство. Когда сирота достиг зрелого возраста, то он потребовал у своего дяди вернуть принадлежащее ему имущество, однако тот не вернул его. С этой тяжбой они обратились к посланнику Аллаха (с.а.с.). И тогда был ниспослан этот аят.
Когда дядя сироты услышал этот аят, то сказал: «Я покорен Аллаху и Его посланнику. Прибегаю к защите Аллаха от столь великого греха», и он вернул своему племяннику все его имущество целиком. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто сможет уберечься от скупости своего нафса (эго) и избавится от жадности, войти в Рай станет его правом».
Молодой человек, как только получил от дяди свое имущество, тут же израсходовал его целиком на пути Аллаха. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вознаграждение получено, однако грех остался неизменным». Сахабы, не понимая, кому принадлежит грех, молодому человеку или его дяде, спросили: «О, посланник Аллаха! С получением вознаграждения все ясно. Однако нам непонятно, как может остаться неизменным грех, если он потратил все свое имущество на пути Аллаха».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Молодой человек получил вознаграждение, а грех остался на его отце (так как неизвестно, дозволенным или запретным путем получил он это имущество)» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 100). Этот риваят передал Ибн Абу Хатим от Саида ибн Джубайра (Абдуль-Фаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 58).
В соответствии с риваятом, переданным от Хасана, когда был ниспослан аят: «Отдавайте сиротам (когда они достигнут совершеннолетия) их имущество и не заменяйте (свое) дурное (имущество) на (их) хорошее. Не поедайте их имущество вместе со своим имуществом...» (Ан-Ниса, 2), все опекуны начали отделять имущество сирот от своего имущества.
Однако это было очень тяжело для них, поэтому они пожаловались посланнику Аллаха (с.а.с.). И тогда был ниспослан следующий аят: «(О, Мухаммад) тебя спрашивают о сиротах. Ответь: «Помощь им – благо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же – ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща)...» (Аль-Бакара, 220) (Табери, Джамиуль-Байан, 4/154).
Однако Фахруддин ар-Разы не признавал данный риваят в качестве причины ниспослания, считая его ошибкой рави (передатчика) (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/154).