В книге «Татарханиййа» говорится: «Тот, кто скажет, что хотя бы один из сыфатов Аллаха Всевышнего возник впоследствии, станет неверующим».
Однажды у автора этой книги спросили: «Что ты думаешь о тех, кто говорит: «Могущество Аллаха является местом того, что возникло впоследствии»?». В ответ он сказал: «Вне всякого сомнения они стали неверующими».
В этом же источнике приводится такой вопрос: «Какое заключение можно вынести в отношении тех, кто говорит, что Аллах является знающим своей сущностью, однако знание не присуще Ему, Он является могущественным своей сущностью, однако могущество не присуще Ему (так говорят мутазилиты)?». В ответ автор говорит: «В этом случае выносится заключение об их вероотступничестве. Так как эти люди отвергают сыфаты (атрибуты) Аллаха Всевышнего. А тот, кто отвергает сыфаты, выходит из Ислама».
Кто подобно хариджитам верит, что у Аллаха Всевышнего есть рука или нога, тот является неверующим.
Кто скажет, что Аллах является телом, но в отличие от других тел не состоящем из частей, тот будет приверженцем бид`а, но не будет считаться неверующим.
Если кто-то скажет: «Аллах является знающим на небесах» подразумевая этим наличие места, то это будет считаться куфром.
Однако если это подразумевает рассказ о том, откуда нисходят повеления в соответствии с внешним смыслом риваятов, то это не будет считаться куфром (неверием). Если же у человека, сказавшего это, не будет вообще никакого намерения, то по мнению большинства алимов этот человек станет неверующим. В книге «Тахбир» говорится о том, что данное мнение является наиболее достоверным, и что фетвы выносились на основании данного мнения.
14 свойств Всевышнего, которые обязан знать мусульманин
Если кто-то скажет в отношении Аллаха Всевышнего: «Во вселенной нет места свободного от Тебя, но Ты не занимаешь никакого места», то эти слова будут считаться куфром.
Говорить, что знание Аллаха в каждом месте, является ошибкой. На это указывается в книге «ан-Нисаб». Правильным будет говорить, что знание Аллаха Всевышнего объемлет абсолютно все.
Приписывание Аллаху Всевышнему нахождение вверху или внизу, является ташбихом (уподоблением созданным) и куфром (неверием).
Кто скажет, что Аллах Всевышний может сделать что-то, что будет лишено мудрости, тот станет неверующим. Так как подобные слова являются приписыванием Аллаху бессмыслицы и глупости, а это является очевидным куфром.
Если кто-то скажет: «Аллах существовал и не было ничего, кроме Него. Аллах будет существовать вечно, и ничто другое не будет существовать вечно, кроме Него», то вторая часть этого высказывания будет принадлежать неверующим. Так как в соответствии с их убеждениями Рай и райские гурии тоже перестанут существовать. По мнению некоторых шейхов эти слова являются куфром, тогда как по мнению другой части алимов, данные слова являются большой ошибкой.
Тот, кто отрицает наступление конца света, существование Рая и Ада, весов, моста ас-Сырат, отчета и книг деяний, является неверующим.
Тот, кто отрицает наказание в могиле, является приверженцем бид`а (нововведений). А тот, кто отрицает заступничество, является неверующим.
Как познать Всевышнего Аллаха?
Тот, кто скажет, что человек совершивший большой грех навечно останется в Аду, является приверженцем бид`а.
Тот, кто отрицает возможность обитателей Рая видеть Аллаха Всевышнего, является неверующим. Точно так же станет неверующим тот, кто скажет: «Я не знаю, что такое наказание в могиле».
Необходимо считать неверующими сторонников мазхаба Кадариййа, так как по мнению этого мазхаба зло не является предопределением Аллаха Всевышнего, и каждый человек сам является создателем своих действий.
Необходимо считать неверующими и последователей мазхаба Кисаиййа которые говорят о том, что у Аллаха Всевышнего может менять мнение и отношение к чему-то.
Так же ваджибом является считать неверующими Рафидитов, которые говорят, что: мертвые способны возвращаться в этот мир, души способны переселяться в другие тела, дух Аллаха переселился в тела двенадцати имамов, имамы имеют божественную сущность, до появления сокрытого имама не действуют ни повеления, ни запреты, вместо Али (радыйаллаху анху) Джибриль (алейхи салям) по ошибке передал откровения посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Они отошли от религии Ислам. В отношении них действуют те же хукмы, что и в отношении муртадов (вероотступников).
Так же является ваджибом считать неверующими Хариджитов, которые обвиняли в вероотступничестве Али, Османа, Талху ибн Убайдуллаха, Зубайра ибн Аввама и Аишу (радыйаллаху анхум).
Так же является ваджибом считать неверующими Езидов, ожидающих прихода некоего пророка, который отменит религию посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям).
Так же является ваджибом считать неверующими Наджаритов, которые отвергают наличие у Аллаха Всевышнего каких бы то ни было сыфатов, а также считающих написанный Куръан телом, а его чтение считают случайным свойством.
Что же касается секты Муджбиритов, то в отношении них существуют разногласия. Некоторые обвинили их в неверии, тогда как другие говорили о недопустимости этого. На наш взгляд те, кто говорит, что раб не способен совершать самостоятельных действий, является неверующим.
Так же является ваджибом считать неверующими Ма`маритов (Последователи мутазилита Ма`мара ибн Аббада ас-Сулями), говоривших, что человек не является телом. Что он живой, могущественный и избранный. Что человек не находится ни в состоянии действия, ни в покое и что человека недопустимо характеризовать теми качествами, которыми характеризуются все другие тела.
Так же является ваджибом считать неверующими мутазилитов, по мнению которых Аллах не видит сам, и невидим для других.
Так же является ваджибом считать неверующим Мухаммада ибн Али ибн Нумана известного по прозвищу «Шайтанут-Так», который говорил, что Аллах Всевышний не знает о чем-либо, пока не предопределит это.
На наш взгляд, тот, кто повторит слова Джахма ибн Саффана, тот станет вероотступником. Мы не станем совершать намаз стоя за этим человеком, и не станем совершать заупокойную молитву по нему.
Так же по нашему мнению вышла из религии та часть мазхаба Кадариййа, которая отрицает знание Аллаха Всевышнего. Свое отрицание знания Аллаха они объясняют следующим образом, говоря: «Аллах Всевышний знает о чем-либо в тот момент, когда оно возникает. А то, чего нет, является неизвестным». Те, кто говорят подобное являются неверующими. На их женщинах нельзя жениться, нельзя выдавать женщин замуж за них, и нельзя участвовать в джаназа-намазе по кому-либо из них.
Об одном из универсальных правил Ахлю-с-Сунна
Так же и в мазхабе Мурджийа есть группа, которая говорит: «Все дела верующих и неверующих мы вверяем Аллаху. Только Ему принадлежит право выносить решение относительно их участи. Он может простить кого пожелает из числа верующих и неверующих, а кого пожелает может подвергнуть наказанию. Так же как в мирской жизни Он наказывает кого пожелает из числа верующих, и наделяет благами кого пожелает из числа неверующих. То же самое будет и в ахирате. Это — справедливость Аллаха». Эта группа из числа Мурджитов так же является неверующими.
Другая группа из числа Мурджитов говорит: «Наши благодеяния были приняты, а наши грехи были прощены. На самом деле намаз, закят, пост и другие обязанности, не являются фардом. Каждое из этих действий является добродетелью.
Совершающий это, совершает благое деяние. Тому же, кто не выполняет этого, ничего не будет». Те, кто говорит подобное, так же являются неверующими.
Та группа Мурджитов, которая говорит: «Мы не берем своими друзьями грешников-мусульман, но и не отдаляемся полностью от них», является приверженцами бид`а (нововведений). Данное нововведение, не лишает их веры, и не делает их неверующими.
Что же касается той группы Мурджитов которая говорит: «Мы вверяем Аллаху Всевышнему дела верующих. Мы сами не выносим решения о том, кто из них окажется в Раю, а кто в Аду. Мы не отдаляемся от них и считаем их своими братьями в религии», то эта группа следует по пути сунны. Прислушивайся к словам этих людей.
Что же касается Хариджитов, то из книги Аллаха Всевышнего они ничего не отвергают. Их ошибка заключается в толковании. Они толкуют действия как веру, говоря, что намаз, пост, закят и выполнение всех остальных фардов, является верой.
По их мнению тот, кто уверовал в Аллаха, ангелов, писания, пророков и во все обязательные религиозные предписания, тот является верующим. А тот, кто оставит хотя бы одно предписание религии, станет неверующим. Если человек совершает прелюбодеяние, то в этот самый момент он перестает быть верующим и становится неверующим.
Человек, который пьет спиртное, так же становится неверующим. По их мнению соблюдение запретов Аллаха так же относится к вере, а их нарушение является неверием. Они считают неверующими тех, кто не совершает поклонение.
Хариджиты пошли по пути толкования и совершили ошибку. Они являются последователями нововведений. Остерегайтесь их. Не повторяйте их слов, избегайте их и противодействуйте им.
Что же касается тех, кто запрещает протирание масхов (кожаных носков), то эти люди отвернулись от сунны посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). На наш взгляд они являются приверженцами бид`а. Поэтому не ставьте таких людей имамами в намазе. Не возносите этих людей и не следуйте за ними. Так как они следуют за нововведениями».
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»