Известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не рассказывай алимам бессмыслицы, чтобы они не рассердились на тебя. Не рассказывай глупцам мудрости, чтобы они не обвинили тебя во лжи. Не скрывай своё знание от того, кто хочет его получить, чтобы не впасть в грех. Не обучай знанию того, кто недостоин этого, чтобы с тобой не поступили плохо. Так как на тебя возложены обязанности перед знанием, так же, как на тебя возложены обязанности перед имуществом» (хадис передали Ибн Касир и Дарими).
Учителя — это одни из самых влиятельных людей на протяжении нашей скоротечной земной жизни. С теплотой и лаской вспоминаем мы своего первого учителя в школе, того, кто научил алфавиту и счёту, осваивал с нами азбуку и прививал любовь к изучению окружающего нас многогранного мира. И на пути нашего взросления, погружения в самостоятельную жизнь, мы сталкивались со множеством учителей, каждый из которых внёс свой вклад в то, к чему мы пришли и кем стали, помогая нам ориентироваться в непростой взрослой жизни. Поэтические наклонности, способности к научным исследованиям, философское мировоззрение – на саму структуру нашего существа в значительной степени влияют учителя, которые вели нас по пути науки и образования.
В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.
В многочисленных хадисах очень много говорится о важности обучения, о высокой роли учителя и обязанности каждого мусульманина и мусульманки получать знания.
Нужно ли мусульманину быть умным?
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдаёт должное тем, кто обладает знаниями». Также он сказал: «Изучайте науку, приобретайте знания и уясните, что для знания и для науки нужно терпение с теми, у кого вы приобретаете знания».
Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал относительно правил поведения ученика следующее: «Поистине, знающий (учитель) имеет право на то, чтобы сначала ты поприветствовал всех присутствующих, а потом обратился с приветствием к нему лично и сел перед ним. Не делай руками знаков в его присутствии, и не подмигивай, и не задавай ему много вопросов, и не пытайся помогать ему давать ответы, и не настаивай, если им овладевает лень, и не обращайся к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому, и не хватай его за одежду, если он встанет. Никогда не выдавай его тайны, и не порочь никого в его присутствии, и не выискивай его ошибки, а если он ошибётся, то принимай его оправдания и ни в коем случае не говори ему: «Я слышал, как такой-то говорит то-то», и не говори: «Такой-то утверждает совсем не то, что говорите вы».
Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я буду рабом тому, кто обучил меня хоть букве из знаний: если хочет – пусть продаст меня, если хочет – освободит, а хочет – пусть держит в рабстве» (книга «Та’лим аль-Мутааллим»).
«…Аллах возвышает верующих среди вас и обладателей знания по степеням…» (сура «аль-Муджадаля» 11 аят).
«Тому, кто вступит на путь изучения знаний, Аллах облегчит путь в Рай» (хадис передал аль- Бухари).
Есть у мусульман один учитель, не просто заложивший основы духовного воспитания человечества, но ставший примером достойного мусульманина и человека для всего мира – это пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).
Известный своим благим нравом, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) получил от Творца поручение – «читай». И он читал и передавал послание Всевышнего через Коран всему человечеству. Да, он не был учителем по профессии, но ведь именно он установил требования к учителю и ученику, задав высокую планку образованию. Можно много доказательств этому тезису привести, но здесь упомянем две из его важных черт, которые, зачастую, нам очень сложно придерживаться в своей обыденной жизни.
Речь об одинаковом отношении ко всем ученикам. Согласитесь, нередки случаи, когда учителя делают различие между сильными учениками и слабыми. Последних из них определяют в более простые классы, которые не способствуют развитию умственных способностей, в то время как «умным» ученикам открыты все пути к успеху.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) не делал различий между учащимися, основываясь на уровне их интеллекта, социальном положении или любой другой классификации, согласно которой мы разделяемся и делим других.
Очень сложно следовать чьему-либо совету, если советчик сам им пренебрегает, верно? А Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) всегда следовал тому, чему учил людей вокруг. Он часто рассказывал своим сподвижникам о Единобожье, о предписаниях, посланных нам Всевышним, сам при этом живя в полном единении с религией.
Во всех аспектах своей жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был образцом для подражания и всегда сам практиковал то, что проповедовал. Это помогло его сподвижникам увидеть на живом примере, как воплощать учения Корана и Сунны на практике.
Тонкости обучения исламским наукам в Османских медресе
Ильмира Гафиятуллина