С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!
Ислам поощряет брак и придает большое значение семье, строящейся на взаимной любви, взаимоуважении, защите и взаимопомощи. Всевышний призывает вступать в брак:
«Жените и выдавайте замуж тех, кто не состоит в браке [из свободных], и праведных [верующих] рабов и рабынь. Если они [свободные] бедны, то Аллах обогатит их [через брак] из Своих щедрот. И Аллах – Всеохватывающий, Знающий» (ан-Нур, 32).
Тогда, как «развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Брак в исламе воспринимается как величайшее богослужение. Не являются приемлемыми ни свободные половые отношения, ни подавление половых инстинктов.
Брак – одна из важных заповедей Господа, выполнение которой позволяет человеку обрести милость и благодать Всевышнего, познать радости и преимущества семейной жизни, исполнить замысел Его о продолжении рода.
Муха́ммад Ами́н ибн У́мар ад-Дима́шки (рахимахуллахи) сказал: «Нет поклонения, которое было бы установлено со времен Адама и существовало бы по сей день, а потом имело продолжение в последующей жизни, кроме брака».
Таким образом, семья ‒ это единственный вид поклонения, который может продолжаться в мире вечном.
Аллах сотворил мужчину и женщину таким образом, чтобы они не только нуждались друг в друге, но и дополняли друг друга, обретая тем самым удовлетворение и покой, как с физиологической, так и с духовной стороны.
Творец говорит в Коране: «Аллах сделал для вас супругов из вас же самих [Хавва была создана из ребра Адама, а остальные люди – их потомки]. От них у вас рождаются дети, [а после] внуки. Он даровал вам приятные блага. Как ониверят в ложь [в идолов], но не верят в блага Аллаха [видя все это]?» (ан-Нахль, 72).
«И из Его знамений – то, что Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих» (ар-Рум, 21).
«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими и потому что они [мужчины] расходуют [на женщин] свои средства» (ан-Ниса, 34).
«И они отвечают своему Господу [на призыв к единобожию и поклонению, полноценно] совершают намаз, советуются друг с другом в делах [и не спешат принимать решения] и тратят [на пути Аллаха] то, чем Мы их наделили [на пути Аллаха]» (аш-Шура, 38).
Вспомним историю, как мать правоверных Умм Салама (р.а.) дала ценный совет Пророку (ﷺ) после чего сподвижники сделали курбан и побрили свои головы, как он того от них и хотел. Также посланник Аллаха (ﷺ) советовался со своей первой женой Хадиджей (р.а.), которая в самом начале пророчества отвела его к священнику Вараке ибн Нафвалю. Это доказывает, что господин Мухаммад (ﷺ) советовался со своими женами.
Мужчина должен организовать свадебное угощение во время бракосочетания, хорошо обращаться с женой, приносить ей радость шутками, поощрять и направлять ее в различных вопросах, защищать ее целомудрие и честь, обеспечивать ее средствами к существованию, обучать или способствовать обретению ею благого знания; если есть что-то неверное в поведении жены, то достойным образом исправлять это, если же развод неизбежен, то и в этом случае необходимо соблюдать справедливость и этикет.
Для сохранения брака Пророк (ﷺ) советовал хорошо обращаться с женщиной и устанавливать с ней близкие, доверительные отношения: «Когда ктонибудь из вас задумает в сердце жениться ради Аллаха на ком-либо, пусть посмотрит на ту женщину, так как благодаря этому между ними возникнет более близкая дружба».
Самым главным помощником мужчины в величайшем деле ведения семьи является женщина. С этой точки зрения женщина в то же время является и управленцем, и воспитателем семьи – иначе говоря, ее фундаментом. Посланник Аллаха (ﷺ) словами «рай под ногами матерей» выразил это превосходство женщины.
Пророк Мухаммад (ﷺ) уделял огромное внимание супружеским отношениям и призывал людей делать все возможное для укрепления брака. Он говорил: «Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний смотрит на них с милостью. И когда муж берет свою жену за руки, их грехи утекают сквозь пальцы» (ар-Рафи'и, ат-Тарих 2/47).