Пророки трудились ради спасения человеческого мира, для утверждения на земле единобожия и донесения до людских сердец божественного послания. Однако в каждую эпоху неверующие и многобожники противостояли пророкам, направленным Всевышним Аллахом, и в этой борьбе занимали позиции на стороне неверия, куфра. Эта борьба между верой и неверием, истиной и ложью началась с Адама (а.с.) и достигла наивысшей своей точки при нашем Пророке (с.а.с).
«О, верующие! Не берите своих отцов и братьев в помощники [не будьте близки с ними], если они предпочли вере неверие. И кто возьмет их себе в помощники, те – несправедливые. Скажи [о Мухаммад]: «Если ваши отцы, сыновья, братья, супруги, родственники, приобретенное вами имущество, тор- говля, в которой вы боитесь понести убытки, и дома, которые вы обжили [и любите], – все это более любимо вами, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите приказа Аллаха [это угроза в их адрес]. И Аллах не наставляет [на истинный] путь нечестивых людей» (Ат-Тауба, 23-24).
Религия единобожия ислам была направлена в совершенном виде во всемирном послании, адресованном всему человечеству:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Аль-Маида, 5:3).
Таким образом, ислам занял место прежних небесных религий, обеспечивавших потребности общества в свою эпоху, а вместо ранее полученных путем божественного откровения священных писаний, которые впоследствии подверглись искажению человеческими руками, был ниспослан Коран. Знамя борьбы против неверия, идолопоклонства и ширка Всевышний Аллах вручил в руки Мухаммада (с.а.с.) и его сподвижников.
Именно эти благословенные люди с радостью взялись за выполнение этой тяжелой и напряженной миссии. Они предпочли иман неверию, ислам многобожию, переселение своему достоянию в Мекке, духовное братство и дружбу своему роду и племени, мединских ансаров оставшимся дома любимым и близким. Поэтому они удостоились добрых слов в свой адрес в Коране и восхваления Пророка (с.а.с.).
Эти благословенные люди оставили своих не уверовавших детей, жен и родителей, прервали с ними отношения. В приведенных выше двух аятах говорится о том, что беззаветная преданность исламу, Корану и пророческой миссии требуют от человека определенных жертв.
В них также указано на необходимость предпочтения любви к Аллаху и Посланнику (с.а.с.) любым другим привязанностям. Однако из содержания этих аятов нельзя делать вывод о необходимости прерывать любые отношения с не уверовавшими родными, друзьями и близкими. Также в этих аятах не содержится требований, которые препятствуют добрым взаимоотношениям с теми неверующими и многобожниками, которые не наносят никакого вреда исламу и мусульманам, а наоборот относятся к ним с любовью и уважением.
Что бы там ни было, но содержание этих аятов и указанная в них цель носят всеобщий характер. Главная мысль данных сообщений состоит в том, что для мусульманина не может быть цели дороже и важнее, чем иман − вера в Аллаха и Его Посланника (с.а.с.).
Если обратиться к аятам Корана, то можно увидеть, что Аллах предоставляет людям свободу в вопросах принятия или неприятия имана. В Коране есть утверждения о том, что иман может быть принят только при условии, если человек уверовал по своей воле, совершенно свободно. Вот как, например, говорится об этом в следующем аяте: «Истина − от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Аль-Кахф, 29).
Каждый может уверовать или не уверовать по своему усмотрению. В борьбе веры с неверием, истины с ложью человек может выбирать любую сторону. Всевышний Аллах всегда восхваляет уверовавших и порицает неверующих, но не вмешивается в свободный выбор человека в этом вопросе. Люди обладают свободой выбирать веру или неверие по своей воле.
Неверующим и представителям ложных верований нужно по-хорошему объяснять их ошибки. Но при этом надо помнить о том, что в религии нет принуждения. Борьбу нашего Пророка ( с.а.с.) и его сподвижников за распространение истинной религии нельзя понимать как выступление против свободы религиозных убеждений. В религиозном призыве не может быть никакого принуждения, а есть только убеждение, доступное объяснение и доброе слово.
В следующем аяте Коране содержится прекрасное указание на методы религиозного призыва:
«Призывай [людей, о Мухаммад] на путь твоего Господа с мудростью и хорошим наставлением и веди спор с ними наилучшим образом [выбирая самые убедительные доводы]. Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто по нему следует [и воздаст им всем по заслугам]» (Ан-Нахль, 16:125).