Пророк Мухаммад ﷺ в своих хадисах передал нам о семи категориях людей, которых Аллах скроет в Своей тени в день Суда, в день, когда не будет иной тени помимо Его тени. По словам Посланника ﷺ в этой тени укроются:
• справедливый правитель;
• юноша, выросший в поклонении Аллаху и подчинении Ему, а не в грехах;
• тот, чьё сердце привязано к мечетям;
• двое, полюбивших друг друга ради Аллаха, встретившихся из-за этой любви и расставшихся в любви к друг другу;
• мужчина, которого искушала красивая женщина, обладавшая высоким положением, но он отказал ей сказав: «Я боюсь Аллаха»;
• тот, кто давал милостыню настолько скрытно, что левая рука не знала, что даёт правая;
• тот, у кого глаза источают слёзы, когда он поминает Аллаха в уединении
Быть в тени Аллаха значит быть под Его защитой и милостью. Каждому человеку нужна Его тень как в этом мире, так и в следующем. Пусть этого пока некоторые даже не понимают.
В исламе говорится, что Судный День будет для всех без исключения днем испытаний.
Несомненно, все люди до единого будут в этот день переживать из-за своих деяний и искать любой помощи и хотя бы какую-нибудь тень. Но в тот день не будет иной тени, кроме тени от Трона Аллаха.
Но почему же любимец Аллаха ﷺ первым в череде этих семи качеств назвал справедливость правителя и именно этим отрыл благословенный список?
В этом поистине есть своя мудрость, ведь справедливость – главное качество настоящих правителей, ведь польза от такого правления распространяется на очень многие творения Аллаха.
Поучительная история принятия ислама: «На западе и на востоке все боятся этого человека»
Однажды одного мудреца спросили: «Что важнее для правителя: справедливость или отвага?».
Мудрец ответил: «Когда проявляется справедливость отпадает нужда в отваге». Правда, вершить дела по справедливости, не злоупотребляя своей властью и не допуская халатности, очень трудное дело.
Сегодня мы бы хотели рассказать вам о настоящем примере справедливого имама. Его имя и высокое происхождение говорит само за себя – это Хасан сын Али ибн Абу Талиба, матерью его была Фатима, да будет доволен ею Аллах, дочь Посланника Аллаха ﷺ.
Этот человек наделен в исламе великой честью и почетом. Достаточно сказать, что Посланник Аллаха ﷺ носил его на своих руках, поднимал его руку приговаривая: «О Аллах поистине я люблю его и люблю тех, кто его любит, полюби же тех, кто его любит!»
Об этом имаме Пророк ﷺ с минбара сказал своим сахабам: «Этот мой сын будет господином, и быть может Аллах даст ему примирить две большие группы мусульман». Пророк Мухаммад ﷺ воспитывал его в духе справедливости и искренней доброты.
Лучше испытать наказание в этом мире, чем в ахирате страдать от мучений
«О, Хасан! – спрашивали у него, – Что ты помнишь о своем деде ﷺ?» И он рассказал о трех вещах: «Я помню о Посланнике Аллаха, как однажды мы вышли с ним и прошли по месту, где на земле лежали финики, и я взял один из них, а Пророк взял у меня из рук этот финик и положил обратно. И спросили люди у него: «Почему ты не дашь ребенку съесть этот финик?», на что Пророк ﷺ ответил: «Я побоялся, что они могут быть из пожертвований».
А все потому, что семье Пророка ﷺ не дозволяется принимать пожертвования. Так Хасан с малых лет воспитывался в духе честности, бескорыстия, набожности и предосторожности.
Также известно о втором воспоминании Хасана о Пророке ﷺ: «Я помню, как Пророк говорил мне: «Оставь сомнительное и сторонись его». И также научил меня Пророк молитве: «О Аллах, выведи меня на правильный путь с теми, кому Ты указал его, и избавь меня от дурного в числе тех, кого Ты избавил от него, и сделай меня из числа тех, кого ты опекаешь».
Этот великий имам, был и настоящим воплощением справедливого и добродетельного правителя, да будет доволен им Аллах.
В то время, когда шла непримиримая борьба за власть в халифате, он беспристрастно распоряжался делами мусульман, не вступал в эту борьбу, дабы уберечь мусульман от кровопролития и установил мир своими действиями, да будет доволен им Аллах.
Он своевременно договорился с Муавией ибн Абу Суфьяном и передал ему право правления в стремлении удержать мусульман от кровопролития.
Однако, многие его сторонники не поняли его высоких устремлений, его беспристрастие и справедливость в распоряжении делами верующих. Некоторые говорили ему: «О, унизивший верующих! О, очернивший их лица!»
Он же им лишь отвечал: «Нет, напротив я возвеличил мусульман. И отказался от власти дабы не допустить кровопролития среди них».
Затем однажды во время своей проповеди он сказал: «Поистине Аллах наставил вас на прямой путь первым из моего рода» (т.е. его дедом Пророком ﷺ – прим.) «И сохранил ваши жизни последним из нас» (т.е. имея ввиду себя, да будет доволен им Аллах).
Что может быть благороднее этого – суметь вовремя отвратить от мусульман страшную и нескончаемую смуту, последствия которой обернулись бы бедами для многих последующих поколений.
Хасан ибн Али – благородный имам, пример для всех, кто хочет проявлять справедливость будучи имамом со своей общиной, или отцом со своими детьми, или мужем со своей супругой, или руководителем со своими подчиненными – он благой пример для всех нас, да благословит его Аллах и одарит своей милостью.
16 хадисов-шариф о достопочтенном Умаре (р.а.)
Справедливым может быть любой человек, в том числе тот, который обладает определенной властью, и который использует эту власть справедливо и беспристрастно.
Справедливость – это приказ Аллаха для всех людей и наиболее важным является правосудие. Конечно, трудно поступать, по справедливости, с теми, кто проявляет ненависть и враждебность по отношению к вам.
Именно поэтому справедливому человеку, особенно справедливому лидеру или правителю, досталось первое место в этом списке из семи счастливецев, которые удостоятся в день Суда спасения в тени милости Аллаха.
Амир Исламов
Фото: elements.envato.com