Благодарность - одна из благороднейших обязанностей мусульманина
Всевышний Аллах сказал в аятах Священного Корана:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура аль-Бакара, аят 152).
وَآتَاكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ الإِنسَانَ لَظَلُومٌ كَفَّارٌ
«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен» (сура Ибрагим, аят 34).
وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا إِنَّ اللّهَ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их! Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура ан-Нахль, аят 18).
Указав в этих и других аятах на свою бескрайнюю милость, которой Он обладает, Всевышний Творец призвал своих рабов быть благодарными, то есть проявлять «шукур». Одной из обязанностей человека как раба своего Творца является проявление благодарности к Всевышнему Создателю.
Благодарность основывается на трех основных аспектах:
Человек знает и видит в результате своего миропознания, что все принадлежит Всевышнему Аллаху, и все творения Его являются проявлением милости. Осознанно понимая и воспринимая это, человек будет благодарить именно Его, а не кого-то еще, придавая Ему сотоварищей.
- Проявление радости за все дарования Всевышнего Аллаха
Имам Газали охарактеризовал это через следующий пример:
Если человеку отправляющемуся в дорогу правитель подарит коня, человек может испытывать три разновидности радости:
- Он обрадуется коню, обладателем которого он стал. И в данном случае его радость не имеет отношения к правителю.
- Он обрадуется тому, что правитель проявил к нему знак внимания. Но он не испытывал бы такой радости, если приобрел бы коня сам. Это радость связана с проявленным вниманием и больше напоминает положение тех, кто желает получить от Всевышнего саваб, за проявление к Нему страха.
- Он обрадуется тому, что получив от правителя коня, он сможет принести пользу правителю и сможет стать его приближенным. То есть, пользуясь благами, дарованными Всевышним Создателем, стараться служить Ему на пути истины, тем самым становясь ближе к своему Милостивому Творцу. Вот это и является истинным проявлением благодарности раба по отношению к Аллаху.
- Совершение благих деяний в ответ на дарованные Аллахом блага
Деяния совершаются человеком для достижения довольства Аллаха путем использования по назначению дарованных Создателем благ, в рамках предписанного Им пути.
Также необходимо помнить, что благодарность является повелением Всевышнего Аллаха. Так, например, в аятах суры аль-Бакара Священного Корана Всемогущий Творец повелел следующее:
كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولاً مِّنكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُعَلِّمُكُم مَّا لَمْ تَكُونُواْ تَعْلَمُونَ
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُواْ لِي وَلاَ تَكْفُرُونِ
«Таким же образом Я отправил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура аль-Бакара, аяты 151-152).
Упоминающийся в данных аятах зикр, то есть поминание Всевышнего Аллаха, совершается так же, как и благодарность – сердцем, языком и телом.
Зикр сердцем бывает трех видов:
- Размышление о доказательствах существовании Единого Аллаха.
- Размышление о повелениях и запретах Всемогущего Создателя, а также о том, какая ответственность лежит на человеке за них.
- Размышление о смысле и предназначений Творений Аллаха.
Зикр языком – это поминание Аллаха, чтение аятов Священного Корана, мольбы, обращенные к Творцу, и благие слова, исходящие из наших уст.
Зикр телом – это использование наших органов лишь во благо и предостережение их от запретного.
И если зикр является поминанием Аллаха ниспославшего нам бескрайние блага, то шукр (благодарность), является нашей благодарностью за них.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Почему все красивое так любимо Всевышним?
Молитва является самым простым способом постоянного воссоединения с Всевышним. Мусульмане обязаны совершать намаз пять раз в день, а для выполнения этого обязательства им необходимо составлять свои дела согласно времени намаза. Главным в жизни мусульманина становится Аллах, а целью жизни мусульманина - получение Его довольства. Вспоминание Бога осуществляется благодаря молитве, длительному и частому чтению Священного Корана и повторению девяноста девяти имен-качеств Аллаха, таких как, самый милосердный, щедрый, красивый, мудрый, всезнающий. В Коране говооится, что сердце находит удовлетворение вспоминанием Бога.
-
Лучшие высказывания Омара Хаяма
-
Следуем Сунне: 6 правил посещения кладбища
Для посещения кладбищ не существует определенного времени. Посещение кладбищ является сунной в любое время. Если есть возможность, то желательно...
-
Современные азербайджанские имена
Современные азербайджанские имена имеют арабские, тюркские, персидские и албанские корни. Самыми популярными из арабских были имена, связанные с именами членов семьи и ближайших сподвижников Пророка. В Азербайджане согласно традиции родителям новорожденного желают: «Пусть ребенок соответствует имени». Поэтому детей старались назвать в честь успешных и известных людей: мыслителей или религиозных деятелей.
-
Правила совершения важнейших движений намаза
Намаз совершается следующим образом:встав на место намаза, и опустив руки вдоль туловища, человек делает намерение...
-
Поклонение, которое излечивает недуги и успокаивает душу
В многих хадисах передается, что посланник Аллаха (мир ему) откладывал все свои дела, которыми был занят, и спешил совершать намаз. Он сказал, что любимым деянием, посредством которого верующий приближается...
-
«Без татар Петропавловск остался бы прозябающей деревней на веки веков»
Стоит отметить, что расселение татар по всему миру не является чем-то характерным для современности. Ещё много лет назад в отдельных странах стали возникать татарские мечети и школы для обучения на татарском языке, образовывались татарские слободы и возводились отдельные города татарскими солдатами и мастерами.
-
Как однажды Всевышний "пришел в гости"...
О, Муса! Я пришел, сказал, что голоден. Но ты отправил Меня за водой. Не дал даже кусочка хлеба! Ни ты, ни твоя община не показали Мне своего гостеприимства!