Фото: wk1003mike/ shutterstock.com
Накануне 13 апреля в России отмечался День мецената и благотворителя — праздник, посвященный тем, кто бескорыстно помогает обществу, поддерживает культуру, образование и нуждающихся. Для мусульман России, включая татарскую общину, благотворительность имеет глубокие исторические корни, уходящие в традиции ислама, где милосердие и поддержка ближнего являются важными религиозными обязанностями.
В этой статье мы рассмотрим историю меценатства и благотворительности среди мусульман России, уделив внимание татарскому вкладу по всей стране, и расскажем о современных проявлениях этой традиции.
Благотворительность в исламе основана на принципах закята (обязательная милостыня для состоятельных мусульман) и садаки (добровольные пожертвования). Эти традиции уходят корнями к учению пророка Мухаммада ﷺ, который призывал сподвижников заботиться о бедных, сиротах и нуждающихся. В Благородном Коране подчеркивается важность милосердия:
«Кто расходует свое имущество ночью и днем, скрыто и явно, тем – награда от их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены» (Аль-Бакара, 274).
В России мусульманская благотворительность уходит своими корнями в Волжскую Булгарию. В 922 году это государство официально приняло ислам, что стало первым значимым шагом в распространении мусульманских традиций в регионе. После образования Золотой Орды и Казанского ханства ислам стал основой для многих социальных инициатив, включая строительство мечетей, медресе и помощь бедным. Однако с присоединением Казанского ханства к Русскому государству в 1552 году мусульманские традиции благотворительности на некоторое время оказались под давлением.
Фото: Ислам-тудей.
К XIX веку, с ослаблением религиозных ограничений, татарские купцы и интеллигенция начали активно заниматься благотворительностью. Первые татарские благотворительные организации появились во второй половине XIX века, и к началу XX века они накопили значительный опыт. Например, в Казани действовало Казанское мусульманское благотворительное общество, которое помогало сиротам, вдовам и бедным семьям.
Особенно ярко татарская благотворительность проявилась во время Первой мировой войны (1914–1918). Татары организовывали сбор средств для раненых солдат и их семей, создавали госпитали, передавали средства на нужды Красного Креста. Владелицы татарских женских школ, такие как Фатиха Аитова и Лябиба Хусаинова, организовывали благотворительные концерты и спектакли.
Фото: Ислам-тудей.
Татарские купцы конца XIX — начала XX века внесли значительный вклад в развитие благотворительности и меценатства, став примером социальной ответственности бизнеса. Их деятельность охватывала не только Поволжье, но и другие регионы Российской империи, где проживали татары. Вот некоторые примеры:
Казань
В Казани татарские купцы финансировали строительство мечетей и медресе, поддерживали сирот и вдов, а также способствовали сохранению татарской культуры через издание книг и организацию культурных мероприятий. Казанское мусульманское благотворительное общество, основанное в XIX веке, к началу XX века помогало более чем 500 семьям ежегодно, предоставляя продукты, одежду и жилье.
Кокшетау (современный Казахстан)
Татары этого региона активно участвовали в благотворительности. Например, в начале XX века они совместно с казахами строили мечети и содержали медресе. Современный татарский предприниматель Идрис Кузахметов профинансировал строительство мечети в Имантау, а местные татарские бизнесмены регулярно поддерживают кокшетауский татарский центр, предоставляя средства на культурные мероприятия и помощь нуждающимся.
Москва
В местах компактного проживания татар, таких как Москва, создавались мусульманские благотворительные организации. В начале XX века татары Москвы финансировали издание татарских газет и книг, а также поддерживали религиозные школы. Например, в 1910 году татарские купцы Москвы собрали 10 тысяч рублей (огромная сумма по тем временам) на строительство медресе в районе Татарской слободы.
Какое место занимает благотворительность в исламе?
Сибирь
Татары Сибири также занимались благотворительностью. В Тобольской губернии в XIX веке татарские купцы жертвовали средства на строительство мечетей и школ. К 1917 году в Тобольске действовало 15 татарских медресе, финансируемых местными меценатами, где обучалось более 600 детей.
Астрахань
Татары Астрахани поддерживали местные мусульманские общины. В начале XX века они организовывали благотворительные базары, выручка с которых (около 3 тысяч рублей ежегодно) шла на помощь бедным семьям и содержание мечетей.
Эти примеры показывают, что татарские меценаты по всей России и в сопредельных регионах активно поддерживали образование, культуру и социальную стабильность, опираясь на религиозные традиции ислама.
Татарские купцы-благотворители: как самые богатые помогали бедным и нуждающимся людям
Сегодня мусульманская благотворительность в России продолжает традиции прошлого, адаптируясь к современным реалиям. В Татарстане, где половина населения составляют мусульмане, активно работают мечети, которых к 2023 году насчитывалось уже более 1500. Многие из них организуют сбор закята и садаки, направляя средства на помощь малоимущим, сиротам и беженцам. Например, в Казани в 2023 году мечети собрали более 50 миллионов рублей закята, которые были распределены между 10 тысячами нуждающихся семей.
Современные татарские бизнесмены также участвуют в благотворительных проектах. В Казани действует фонд «Закят», который за 2024 год помог более 15 тысячам семей, предоставив продуктовые наборы, одежду и оплатив медицинские услуги на сумму свыше 30 миллионов рублей.
Фото предоставлено БФ «Закят» ДУМ РТ.
В 2020 году социологические исследования показали, что 85% татар в Татарстане считают себя мусульманами, хотя практикующих среди них меньше. Тем не менее благотворительность остается важной частью их жизни, особенно в контексте религиозных праздников, таких как Рамадан и Курбан-байрам. Например, во время Рамадана 2024 года в Казани было роздано более 20 тысяч ифтаров нуждающимся.
В 2023 году в Нижнем Новгороде местные татарские предприниматели профинансировали ремонт медресе при мечети, вложив около 5 миллионов рублей, что позволило обучать более 200 детей татарскому языку и основам ислама.
Татарская община Екатеринбурга в 2024 году организовала благотворительный марафон, собрав 3 миллиона рублей на помощь многодетным семьям. Эти средства позволили обеспечить 500 семей школьными принадлежностями и зимней одеждой.
Одним из ярких примеров современного меценатства среди татар является история Асгата Галимзянова (1936–2016), известного как «казанский миллионер из сарая». В советское время он, работая возчиком на Казанском колхозном рынке, выращивал скот у себя в сарае и на вырученные деньги подарил более 80 пассажирских автобусов и легковых автомобилей детским домам Советского Союза и России. И сегодня в Казани установлен памятник этому необычному благотворителю.
Фото: Ислам-тудей.
Меценатство и благотворительность среди мусульман России, особенно татар, имеют глубокие исторические корни, связанные с исламскими принципами милосердия. От купцов XIX века, которые строили мечети и школы в Казани, Сибири и Астрахани, до современных инициатив, таких как фонд «Закят» и проекты в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, татары продолжают играть важную роль в поддержании социальных и культурных традиций. Это напоминает нам о значении бескорыстной помощи и вдохновляет на новые добрые дела, которые объединяют людей независимо от веры и национальности.
Мухсин Нурулла