Арабы до прихода ислама: почему они верили в Аллаха, но поклонялись идолам?

Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com

Фото: Andrew V Marcus/ shutterstock.com

До прихода ислама большинство арабов были идолопоклонниками. В основном, жители Аравийского полуострова признавали священной Каабу, которую построили в Мекке пророк Ибрахим (а.с.) с сыном пророком Исмаилом (а.с.), и в вопросе подтверждения единства Аллаха они следовали религии пророка Ибрахима (а.с.). Но со временем арабы удалились от «таухида» (единобожия) и стали поклоняться идолам. Так продолжалось до прихода ислама.

Вместе с тем, что арабы, отступив от религии пророков Ибрахима (а.с.) и его сына Исмаила (а.с.), поклонялись идолам, они верили в Единого Творца – Создателя и Хранителя Вселенной. По их представлению, Творец был выше мироздания, и все творения подчинялись Ему, все были под Его началом.

Наша священная книга Коран подтверждает то, что в доисламский период арабы верили в Аллаха.

«Спроси (их, о Мухаммад): «Кто дает вам пропитание с неба (благодаря дождю) и из земли (в виде урожая)? Кто создал (ваши) слух и зрение? Кто выводит мертвое из живого, а живое — из мертвого (например, человека из капли семени)? Кто управляет делами (творений)?» Они ответят: «Аллах». (Тогда) спроси (их): «Почему вы тогда не боитесь (наказания Аллаха и не уверуете)?» (Юнус, 31).

Фото: dieddin / shutterstock.com

Фото: dieddin / shutterstock.com

Многобожие курайшитов заключалось не в том, что они верили, что их идолы — творцы наравне со Всевышним Аллахом, а в том, что они считали, что их идолы могут по своему желанию приближать к Аллаху и могут самостоятельно заступаться за тех, за кого они сами захотят, и эта вера толкала их к многобожию. Всевышний Аллах указывает на логическую ошибку в их убеждениях: если Аллах — Творец небес и земли, то как может кто-то без Его воли и желания заступаться за другого? Как кто-то, кроме Владыки небес и земли, может быть достойным поклонения? И у язычников не было ответа на этот вопрос, кроме слов: «Мы придерживаемся религии наших предков».

«Спроси (их, о Мухаммад): «Кому принадлежит земля и все, что на ней, если вы знаете (ее Творца)?» Они ответят: «(Земля принадлежит) Аллаху». Спроси (их тогда): «Неужели вы не примете наставление (и не уверуете)?» Спроси (их): «Кто Господь семи небес и Господь великого Арша?» Они ответят: «Аллах». Спроси (их тогда): «Почему бы вам не устрашиться?» (Муминун, 84-87).

По мнению арабов, идолы выполняли функцию посредников между Аллахом и Его рабами. С этой точки зрения, арабов доисламского периода можно считать «мушриками», то есть, придающими сотоварищей Аллаху. Это вера в то, что вместе с Аллахом существуют другие божества, у которых можно просить помощи, обращать к ним мольбы и поклоняться.

Фото: wirestock / elements.envato.com

Фото: wirestock / elements.envato.com

В Коране об этом говорится:

«И большая их часть верит в Аллаха (признавая, что Он – Создатель мира, от Него пропитание и т.п.), но они – язычники (поклоняются кому-то наряду с Аллахом)» (Юсуф, 106).

Известно, что внутри Каабы, находящейся в Мекке, которая является самым древним храмом на земле, в доисламскую эпоху было 360 идолов. Самым большим и главным из них был Хубал. У племени Сакиф, проживающего в Таифе, был свой идол – Лат. У племен Авс и Хазрадж, проживающих в Медине, был идол Манат, а у племен Курайш и Кина был идол Узза. Это были наиболее известные идолы. В Коране упоминаются имена этих идолов:

«Видели ли вы (о язычники) аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат? (Расскажите же о них! Есть ли у них сила принести пользу или причинить вред?)» (Наджм, 19-20).

По книге «Наш Пророк ﷺ»

Социальные комментарии Cackle