ثُمَّ إِنَّ رَبَّكَ لِلَّذِينَ هَاجَرُوا مِن بَعْدِ مَا فُتِنُوا ثُمَّ جَاهَدُوا وَصَبَرُوا إِنَّ رَبَّكَ مِن بَعْدِهَا لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ 110
110. «Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился [к мусульманам] после того, как они были подвергнуты искушению [для того, чтобы они отреклись от своей веры], а затем сражались [с неверующими] и проявляли терпение [перенося все трудности на этом пути]».
В сборниках Ибн Джарира, Ибн аль-Мунзира, Ибн Абу Хатима и имама аль-Байхаки приводится риваят от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, в котором говорится:
«Некоторые мекканцы, скрывая (от других) свою веру, стали мусульманами. (Поэтому) в день сражения при Бадре они (вынужденно) сражались в рядах неверных, и некоторые из них в этом сражении были убиты. Тогда мусульмане стали говорить о них: «А ведь они наши единоверцы, вынужденно сражавшиеся на стороне безбожников». И тогда был ниспослан аят:
«Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе [своим неверием], они спросят: «Кем вы были [в земной жизни]?» Те ответят: «Мы были слабы на земле [и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман]» (Ан-Ниса, 97.)
Тогда мусульмане отправили этот аят оставшимся в живых и находящимся в Мекке мусульманам, чтобы те знали, что в случае, если они умрут среди неверных, у них не будет перед Всевышним Аллахом никакого оправдания. Тогда остающиеся в Мекке мусульмане, собравшись, вышли в путь (в Медину).
Узнав, что те покинули Мекку, неверные бросились за ними в погоню и, схватив, вернули обратно. Некоторые из них, поддавшись давлению, отреклись от своей веры. И тогда относительно них был ниспослан следующий аят:
«Среди людей есть те, кто говорит: «Мы уверовали в Аллаха». Но когда им приходится принять муки ради Аллаха, они принимают трудности [исходящие] от людей за наказание от Аллаха» (Аль-Анкабут, 10).
Тогда мусульмане отправили остающимся в Мекке мусульманам ещё одно письмо, получив которое, те, потеряв всякую надежду, впали в отчаяние. Но следом снизошел ещё один аят:
«Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился [к мусульманам] после того, как они были подвергнуты искушению [для того, чтобы они отреклись от своей веры], а затем сражались [с неверующими] и проявляли терпение [перенося все трудности на этом пути]» (Ан-Нахль, 110.).
Аят Корана, после ниспослания которого Пророк (ﷺ) прожил всего 20 дней...
Мусульмане тут же отправили этот аят своим собратьям в Мекку, добавив также: «Аллах предоставляет вам выход». Получив это письмо, мусульмане Мекки, собравшись, снова двинулись в путь. Узнав об этом, многобожники бросились за ними в погоню. Некоторые из мусульман смогли спастись и добрались до Медины, другие же были убиты» (Имам ат-Табари, Джами‘ аль-Баян, 5/148; Абу аль-Фарадж Джамаледдин ‘Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи, Зад аль-Масир фи ‘Ильм ат-Тафсир, 2/176-177; имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/225-226; Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 14/240).
В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который приводит в своем сборнике имам ан-Насаи, же говорится, что этот аят был ниспослан относительно упомянутого в связи с ниспосланием 106-го аята этой суры ‘Абдуллаха ибн Абу Сарха. В риваяте говорится:
«Аят: «Кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – кроме тех, кто был принужден [неверующими] к этому [произнесению слов неверия], при этом в его сердце сохранялась крепкая вера…» (Ан-Нахль,106), – был отменен ниспосланным позже аятом: «Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился [к мусульманам] после того, как они были подвергнуты искушению [для того, чтобы они отреклись от своей веры], а затем сражались [с неверующими] и проявляли терпение [перенося все трудности на этом пути]».
И это (о ком говорится в аяте) – ‘Абдуллах ибн Абу Сарх. Он был писцом Посланника Аллаха ﷺ, но шайтан заставил его оступиться, и, отрекшись от веры, он примкнул к многобожникам. Он был одним из тех, кого в случае победы мусульман ждала неминуемая смерть, но в день взятия Мекки он попросил защиты у ‘Усмана ибн ‘Аффана радыяллаху ‘анху, и Посланник Аллаха ﷺ оставил его в живых (Имам ан-Насаи, Тахри ад-Дамм, 15, хадис №: 4066).
История ниспослания аята: «Не смотри же в сторону материальных благ»
Асбабун-Нузуль