Фото: Dmitry Galaganov / shutterstock.com/ru
Относительно посещения хамама наш Пророк ﷺ дал разрешение мужчинам, но не разрешал женщинам. Имам аль-Газали рахимахуллахи пишет: «Некоторые из благородных сподвижников посетили находившиеся в Шаме хамамы и сказали: «Какое это прекрасное место: и очищает человека, и напоминает ему об Аде». Это были Абу Дарда и Аюб аль-Ансари радыяллаху ‘анхума.
Некоторые же, побывав там, говорили: «Какое плохое место эти хамамы! Там у человека открывается ‘аурат и пропадает стыдливость». В приведенных здесь риваятах говорится и о положительных, и об отрицательных сторонах посещения хамамов.
В посещении хамамов и бань нет ничего предосудительного, если избегать там нежелательных ситуаций. Данное мужчинам разрешение имеет одно условие: прикрываться полотенцем. В баню нельзя входить, не прикрыв ‘аурат полотенцем или изаром.
Правда ли, что шайтан садится на отросшие части ногтей?
В хадисе, переданном от Джабира радыяллаху ‘анху, Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Человек, уверовавший в Аллаха и в Судный день, пусть не входит в хамам, не прикрывшись полотенцем» (Ат-Тирмизи, № 2801; см.: Хаким «аль-Мустадрак», 4/288; Ахмад «Муснад», 3/339).
Ибрахиму аль-Хариси рахимахуллахи задали вопрос:
– Можно ли совершать намаз, стоя за человеком, который выпил забродивший финиковый сок, но не опьянел?
– Да, можно совершать, – ответил он.
Спросили еще раз:
– Ну, а за человеком, который вошел в хамам, не прикрывшись полотенцем, можно совершать намаз?
– Нет, нельзя совершать. По поводу забродившего финикового сока имеются разногласия, а посещение хамама, не прикрывшись полотенцем, по общему мнению ученых, считается харамом, – ответил аль-Хариси («Шарх-и Хатиб»).
Войдя в баню или хамам, человек должен вспомнить про Ад. Жара в хамаме должна напомнить адскую жару, горячая вода – кипящую воду в Аду. Сняв с себя одежду, надо вспомнить о том, как в Судный день люди нагими будут собраны на площади Махшар, и искать защиты у Аллаха.
Находясь в бане, нельзя оглядываться по сторонам и нельзя смотреть на места ‘аурата других мужчин. Именно так поступал Ибн ‘Умар радыяллаху ‘анху. ‘Алимы так говорили по этому поводу: «Нет ничего плохого в посещении хамама. Но есть одно условие: иметь при себе два полотенца. Одним полотенцем нужно прикрывать ‘аурат, другим – голову. Так он и свой ‘аурат прикроет, и гарантированно не увидит чужой ‘аурат».
Фото: RuslanKphoto/ shutterstock.com
В книге «Ихья ‘улюм ад-дин» и в других научных трудах говорится о требованиях, которые надо соблюдать при посещении бани или хамама. Обязательные действия (ваджибы): прикрывать места ‘аурата, отводить глаза и делать замечания другим, чтобы не раскрывали ‘аураты. Стоит замолчать лишь в том случае, если есть опасность быть побитым или услышать оскорбления.
Желательные действия и условия (сунны): посещать баню нужно не для удовлетворения своего нафса и не ради мирского, а чтобы хорошенько очиститься и нарядиться для намаза; заплатить при входе и произнести «А‘ууҙу билляхи минар-риджсин наджсиль хабисиль мухбиси минаш-шайтанир-раджим»; заходить с левой ноги; стараться выбирать время, когда меньше народу. При входе в баню не надо произносить приветствие и надо промолчать, когда другие приветствуют. Если обязательно надо ответить на приветствие, то нужно сказать «‘Афакаллаху». При входе в баню человек тоже может произносить «‘Афакаллаху».
В бане не нужно читать Куръан (в крайнем случае можно читать про себя). Предварительно не пропотев как следует, не надо заходить в парную. Нельзя тратить слишком много воды и не нужно оставаться в бане слишком долго. Тратить воду сверх необходимого будет исрафом, а исраф является харамом.
Как в средневековой Европе относились к чистоте и гигиене мусульман?
Отправляться в баню или хамам после заката или между вечерним и ночным намазами является макрухом, поскольку это время, когда шайтаны разбредаются. Также не очень хорошо идти в баню с утра очень рано, ибо есть вероятность раскрыть то, что должно быть скрыто, и пропустить утренний намаз.
Если прикрыто тело от пупка до колен, то можно попросить баньщика попарить тебя веником или сделать массаж. Те места, на которые запрещено смотреть, также запрещено и трогать руками. Можно трогать только через одежду. Некоторые считают, что нельзя разрешать баньщикам растирать или массировать тело, поскольку делающий массаж человек может иметь дурные намерения.
Теперь же с медицинской точки зрения скажем: «Если человек, выходя из парной, помоет ноги холодной водой, то это будет полезно при головной боли и при боли в ногах. Но нежелательно при выходе из парной пить холодную воду или обливаться холодной водой. Некоторые считают, что обливаться водой в хамаме полезнее, чем пить лекарства. Было сказано, летний сон после бани так же целебен, как и лекарства»(«Ихья ‘улюм ад-дин»).
Целители из Индии, Византии и Персии говорили, что человек, сделавший глоток холодной воды перед баней, надолго избавится от головной боли и от ноющей боли в суставах. Также эти доктора утверждали, что если человек, войдя в хамам, польет себе на голову пять пригоршней воды, то забудет о головной боли и про болезни глаз (Абу аль-Фарадж «Аганийи аль-Кабир»).
Сунной является посмотреть на себя в зеркало или на водную гладь, чтобы привести себя в порядок и поправить одежду. Глядя в зеркало, человек должен произнести: «Альхамду лилляхи Аллаахумма кяма хассанта халькы фа хассин хулюки». То есть: «Хвала Тебе, Аллах мой! Иляхи! Какой красивой сделал Ты мою внешность, таким же прекрасным сделай мой нрав!»
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»