Сура «Аль-Бакара», состоящая, по единодушному мнению алимов, из 286 аятов, является самой длинной сурой Корана. Эта сура была ниспослана в Медине, и в ней нет ни одного аята, который был бы ниспослан в Мекке.
«Алиф. Лям. Мим. Та Книга (Этот досточтимый Коран, о котором говорили еще Муса и Иса (а.с.), был ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому) – нет сомнения в ней (в этой Книге) – указатель верного пути для богобоязненных (которые по-настоящему боятся ослушаться приказов Всевышнего и совершить что-то запретное). Те (богобоязненные), которые верят в тайное (во все, что относится к основам веры и не ощущается органами чувств, не познается разумом, а узнается лишь от пророков), выстаивают (полноценно обязательный) намаз и расходуют (на пути Аллаха, выплачивая закят и фитр) из того, что Мы дали им в удел. И те, кто верит в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя (в Книги, ниспосланные прежним пророкам) и убеждены в (существовании) вечной жизни» (Бакара, 1-4).
Читайте также: «О, посланник Аллаха! Где наш Господь?»
В соответствии с риваятом, переданным Аль-Фирьйаби и Ибн Джариром от Муджахида, первые четыре аята суры «Бакара» были ниспосланы в отношении верующих, следующие за ними два аята были ниспосланы по поводу неверующих, а последующие тринадцать аятов были ниспосланы в отношении мунафиков (лицемеров) [Джаляледдин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/80].
Некоторые говорили: «Первые четыре аята были ниспосланы в отношении верующих и в особенности в отношении верующих из числа людей Писания. Когда Аллах Всевышний сообщил в Коране о том, что они скрывают, то они поняли, что эта книга была ниспослана пророку Мухаммаду от Всевышнего Аллаха, и тогда они уверовали в пророчество Мухаммада (с.а.с.) и подтвердили истину содержавшуюся в ниспосланном Коране» [Табери, Джамиуль-Байан, 1/79].
«Поистине, неверующим все равно, предостерегаешь ли ты их (от грядущей опасности) или не предостерегаешь, (что бы ты ни делал, в обоих случаях) – они не уверуют. (И это не стоит твоих переживаний). Запечатал Аллах их сердца и их слух, а на глазах у них – (невидимая) завеса (препятствующая принятию истины). И им (в обоих мирах) – великое наказание» (Бакара, 6-7).
Ибн Аббас говорил, что шестой аят суры «Бакара» был ниспослан по поводу иудеев, живших во времена посланника Аллаха (с.а.с.) в окрестностях Медины. Этот аят Аллах Всевышний ниспослал в качестве обвинения и порицания их за то, что они вместо того, чтобы уверовать в посланника Аллаха (с.а.с.), обвинили его во лжи, хотя они лучше всех других людей знали, что он является последним Пророком направленным ко всему человечеству.
В риваяте, который передали Икрима или Саид ибн Джубайр от Ибн Аббаса говорится о том, что первые сто аятов суры «Бакара» были ниспосланы в отношении иудейских священников и мунафиков (лицемеров) из племен Аус и Хазрадж, все имена которых так же были перечислены в данном риваяте. Табери в своем тафсире не стал приводить этот список имен, чтобы не затягивать данную тему [Табери, Джамиуль-Байан, 1/84].
В риваяте, переданном Ибн Джариром по каналу Ибн Исхака от Ибн Аббаса сообщается, что два этих аята были ниспосланы в отношении Мединских иудеев [Джаляледдин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/8-9].
Другой риваят, также переданный от Ибн Аббаса, а также высказывание Кельби, соответствуют вышеприведенному риваяту и подтверждают его. Они говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Хуйайа ибн Ахтаба, Ка`ба Ибнуль-Ашрафа и им подобных лидеров иудеев Медины.
Читайте также: Каким был Аравийский полуостров до прихода посланника Аллаха ﷺ?
Также в риваяте, переданном Ибн Джариром по каналу Ар-Риби` от Ибн Анаса сообщаеется, что эти два аята были ниспосланы по поводу лидеров многобожников, которые были убиты в битве при Бадре [Джаляледдин Абдуррахман ибн Абу Бакр ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/9].
Поскольку в этих аятах не указано никаких конкретных имен, то можно сказать, что эти два аята были ниспосланы по поводу всех подобных людей которые были и будут существовать на протяжении истории человечества, вплоть до наступления конца света.