Роль поэтов в культурной среде, где уважают и прислушиваются к знаменитым личностям, весьма велика. Они, практически во все времена имели сильное влияние на мнение людей.
Во времена нашего Пророка ﷺ поэзия так же была широко распространена, и потому неудивительно, что в период становления ислама среди обладателей красноречия были противники единобожия. Когда одни воевали против Пророка мечом, другие использовали свой талант стихосложения, пытаясь навредить ему ﷺ языком. Они ходили по разным местностям, слагая лживые стихи, при этом многократно приукрашенные и преувеличенные. Народ слушал этих поэтов, заучивал их творчество, участвуя в распространении стихов. Как следствие, большинство мнений о Божьем посланнике ﷺ складывалось на основе этих вымышленных строках, ведущих к заблуждению. Именно об этом и сказано в аятах Корана:
«А за поэтами следуют заблудшие. Разве ты не видишь, что они блуждают по всем долинам (слагают стихи на любые темы) и говорят то, чего не делают? Это не относится к тем (поэтам), которые уверовали, совершают праведные деяния, многократно поминают Аллаха и защищаются после того, как с ними поступили несправедливо. А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура «ас-Шуара», аяты 224-227).
Однако, как сказал Всевышний, это не относилось к поэтам из числа верующих, глаголящих истину и опровергающих своих оппонентов острием меча рифмы. Например, из числа таких были Хасан бин Сабит, Кааб бин Малик и Абдуллах бин Равваха (да будет доволен ими Аллах), которые прославились как «поэты Пророка». Они сочиняли стихи, воспевающие посланника Аллаха ﷺ и опровергающие ложь противников.
От некоторых людей из-за неправильно понятого ими смысла вышеупомянутых аятов можно услышать ошибочное мнение, что поэзия в исламе запрещена. Но ведь стихи являются лишь словами, искусно собранными в рифму. И Пророком ﷺ сказано: «Это (стихи) – всего лишь слово. Хорошее – хорошо, а плохое – скверно» (Даракутни, Хаким, Байхаки). Поэтому красноречие и талант стихосложения весьма удачно украшает речь, придавая её смыслу особую огранку. Главное, чтобы они служили истине и не вводили в заблуждение.
Это удивительно, но Пророк ﷺ даже после своей смерти проявлял почтение к поэтам, стихи которых изливались из их сердец от любви к Истине! Об этом свидетельствуют рассказы праведных людей. Так, в одном из них говорится, что в 1678 году (во времена правления Османской империи) поэт по имени Наби вышел в путь со многими государственными деятелями, чтобы совершить паломничество. Приближаясь к Медине, от волнения он потерял сон. На привале Наби заметил, что один из его спутников по небрежности спит, протянув ноги в сторону Каабы. Тогда у него и родились стихи со следующим смыслом:
Остерегайся быть нечестивым и беспечным здесь,
Забыв, что ты на священной земле – родине Пророка!
О, Наби, входи сюда, о благочестии помня!
Здесь святые души ходили. Пророки целовали эту землю!
Когда их караван приблизился к Медине, во время утренней молитвы поэт Наби услышал строки своих стихов с минарета, которые декламировал муэдзин. Взволнованный этим Наби сразу же нашёл муэдзина и спросил:
- У кого ты взял эти стихи, откуда ты узнал о них?!
Муэдзин ответил:
- Этой ночью во сне мы увидели Пророка ﷺ. Он сказал нам: «Один из поэтов моей уммы по имени Наби едет навестить меня. Этот человек преисполнен любви и уважения ко мне. В знак признательности такой любви его следует встретить стихами, читаемыми с минарета!» Вот мы и привели в исполнение повеление Пророка ﷺ.
Тут Наби не удержался и стал рыдать, говоря:
- Значит, посланник Аллаха ﷺ назвал меня поэтом своей уммы?! Значит, Господин обоих миров принял меня в свою умму!
Из всего сказанного следует только одно: кто обладает дарованной Всевышним милостью – умением сочинять стихи и красноречием, пусть использует их для выражения истины и ни в коем случае не гасит в себе этот талант. Ведь известно: «Перо поэта – острее меча».
Айна Замаева