Почему мы обязаны хорошо относиться и проявлять почтение к родителям? Конечно, ответ на эти вопросы знают все: потому что они нас родили, кормили, одевали, воспитывали, не спали по ночам...
Однако всегда найдётся невежда, который опровергнет все эти причины и скажет, что он их не просил его рожать и воспитывать. Что они сами себе создали проблему, и поэтому он не считает себя чем-то им обязанным. Упаси Аллах нас от такого мышления! Ибо мы, верующие, знаем, что Всевышний вложил в сердца родителей милосердие к своему ребёнку и установил жизнь на земле путём оставления потомства, крепко связав всё это между собой инстинктами и чувствами.
В Коране сказано:
«И твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и быть добрым к своим родителям. Если один из них или оба достигнут рядом с тобой старости, то не говори им: «Уф!», не кричи на них и говори с ними уважительно. И склони перед ними обоими [родителям] крылья смирения из милости и говори [молясь за них]: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они воспитали меня, когда я был маленьким» (сура аль-Аʼраф, аяты 23-24).
Но, к сожалению, бывают и такие ситуации в жизни, когда по каким-то причинам мать или отец не растят своего ребенка. Тогда многие дети, выросшие без их любви, особенно без ласки матери, проявляют озлобленность и безразличие. Таким людям хочется напомнить о том, что обида на родителей, какими они ни были, неблагодарность к людям, подарившим жизнь, будет отдалять от Рая.
В одном из аятов Всевышний раскрывает первую причину хорошего отношения к матери:
«И Мы приказали человеку быть добрым со своими родителями. Его мать носила его [в утробе], испытывая слабость за слабостью, и она отняла его от груди [только] через два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне – возвращение» (сура Лукман, аят 14).
Обратите внимание, что не воспитание и участие в жизни ребёнка первоначально устанавливают отношение к матери, а её естественное материнство - причина появления на свет нового потомства, которая сопровождается трудностями и лишениями для неё. Она, так или иначе, отдаёт часть себя.
Когда Аллах устанавливает закон, то это не остаётся лишь на уровне «грех-не грех», а обязательно несёт в себе ещё и мистическую силу в виде благодати, благословения при выполнении заветов и, наоборот - гнева Всевышнего, проклятия и лишения милости при ослушании Его повелений.
Значит, если даже человек имеет, казалось бы, серьёзные причины для того, чтобы не считаться с родителями, он должен обратиться к свету Корана и Сунны, подавить свой нафс и подчиниться Воле Творца. Потому что это нужно не его родителям, а это нужда самого ребёнка. Нужда каждого из нас!
Относясь плохо к родителям, мы, в первую очередь, страдаем сами, лишаясь покоя и благословения в жизни. А лишение благословения влечёт за собой неудачные судьбы, психологические травмы.
Ни при каких условиях нельзя отрекаться от своих родителей, даже при том условии, что они бросили, оставили без защиты в самом младенчестве. Так как законы Аллаха уже прописаны, права родителям уже даны, обязанности детей перед ними известны и благословение с проклятьем уже определены для каждого поступка человека.
Богобоязненный ищет утешение у Творца - его истинного Создателя, прощает людей и проявляет великодушие ради Его довольства, удовлетворяя, тем самым, и свою нужду, обезопасив себя от ошибок и проклятий.
Множество примеров хорошего отношения к родителям оставили сподвижники Пророка (мир ему). Мы знаем примеры благонравия Са’ада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который гармонично проявлял в своей жизни доброе отношение к матери язычнице и в то же время твёрдо отстаивал свою веру перед ней.
Великая благость от служения и послушания матери записана в истории нравственности мусульман золотыми буквами, благодаря примеру Увайса аль-Карани (рахимахуллах), который жил в Йемене, служа своей матери. Однажды он попросил у неё разрешения выйти в путь, чтобы познакомиться с посланником Аллаха (мир ему) и стать его сподвижником.
Мать позволила ему, но с условием, что он дойдет лишь до дома Пророка Мухаммада (мир ему) и вернётся обратно. Увайс, добравшись до дома Пророка (мир ему), постучал в дверь, но Аиша (да будет Аллах ею доволен) сказала, что Пророк (мир ему) в мечети, и он сможет найти его там.
Однако, Увайс помнил о велении своей матери и, так и не встретившись с Посланником (мир ему), уехал обратно в Йемен. Когда Пророк (мир ему) вернулся домой, то у двери увидел некий нур и спросил супругу, приходил ли кто-нибудь? Она рассказала ему о приходе Увайса.
Посланник Аллаха (мир ему) поведал о нём своим сподвижникам, и по хадисам мы знаем, что несмотря на большую любовь к самому Пророку (мир ему), за почтение и послушание к матери, Аллах возвысил его до такого состояния, что Пророк (мир ему) велел сподвижникам передать Увайсу свой халат-чапан, и было настоятельно рекомендовано им получить от него ду’а-молитву за прощение грехов, ибо молитвы Увайса аль-Карани Аллах не отвергал! Такова награда за подчинение матери.
А в ослушании родителей есть великая опасность. Ведь ни одно из поклонений и благих деяний не примется Аллахом и вся жизнь пройдет в пустых стараниях, если вначале не будет этого послушания.
Мусульманские народы веками чтили и соблюдали традицию почитания родителей, проявляя это и в таких жестах, как целование их рук с желанием получить благословение, усаживая их во главе стола и не смея начинать трапезу прежде них. Они глубоко понимали святость их статуса и проявляли заботу о родителях не только при их жизни, но и после их смерти.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему):
«Со смертью человека завершаются его поступки, за исключением трех:
а) садака-джария (долгосрочная благотворительность);
б) знания, которые передал человек, и которые теперь приносят пользу;
в) праведный ребенок, который будет возносить мольбы за человека» (Муслим. Сахих. – № 1631).
Также Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал:
«Аллах поднимает степени хорошего раба в Раю. Тот раб спросил: «О, Господь! За что мне это?» Аллах ответил: «За то, что твой сын просит простить тебя» (Имам Ахмад, № 10202; ибн Касир сказал: «Цепочка передатчиков достоверная»).
Помните об этом важном фундаменте религиозной нравственности и духовности, который касается абсолютно всех. Ведь не каждый из нас родитель, но каждый обязательно - ребёнок...
Айна Замаева