Шариат состоит из двух частей: внутренней и внешней. Часть шариата, которая касается внешней стороны, таких деяния, как намаз и закят, называется фикх, та часть, которая занимается внутренней составляющей, называется тасаввуф. Оба предписаны в Коране. Это значит, что когда в Коране предписывается намаз и закят, также предписываются благодарность и любовь к Аллаху, и осуждается гордость и тщеславие.
Аналогично в сборниках хадисов, наряду с ибадатом, торговлей, браком, предоставлены главы о рийа (показуха), такаббур, хасад, сабр, шукр и т.д. Эти внутренние качества такие же обязательные для верующего, как и внешняя сторона религии.
Из-за несоблюдения и несоответствия внутреннего внешнему и наоборот происходит одно из самых страшных душевных заболеваний – лицемерие, самым страшным видом которого является лицемерие в вере. В Коране сказано: «Среди людей есть те, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха (Бога, Господа) и в Судный День». Однако они не являются му’минами [уверовавшими]. «[Мы уверовали!» — говорят они настойчиво] желая обмануть Господа и верующих. Однако обманывают они только себя, даже и не чувствуя этого» (2:8, 9).
Если задуматься, то все внешние предписания созданы Аллахом, чтобы совершенствовать наши сердца. Если предоставить веру в виде математического примера, то это будет простое выражение суммы внешнего и внутреннего, которое в результате дает довольство Аллаха, а держит в уме рай.
Внутреннее состояние души, любовь к Аллаху, благодарность, милосердие, доброта по отношению к окружающим, которые выливаются в поклонение, помощь и другие благие деяния являются залогом успеха в мире вечном. Если страдает одна из этих двух сторон, то человек теряет баланс и терпит урон в любом случае. Но Аллах Всевышний Совей милостью распорядился так, что одна составляющая лишь укрепляет вторую, а вторая увеличивает первую, если человек заботиться об обеих.
Когда две эти стороны — внутреннее благочестие и внешнее поклонение – выравниваются и становятся взаимоподкрепляющимися, верующий обретает свое лучшее состояние. Он становится крепок душевно и морально, его не сломить жизненными трудностями, он стоек и крепок в своей вере, и ощущает безграничную сладость веры.
Ислам – это искренность, ясность и прозрачность. Прозрачность мыслей, намерений и деяний. Верующий должен быть верующим и внутри и снаружи, его внутренняя чистота и духовность должны перетекать в совершение актов поклонения, а акты поклонения укреплять его благие намерения и помыслы. Если этот замкнутый круг не прерывается ничем посторонним, то значит, все на своих местах — мы движемся к Аллаху.
Islam-Today