Факих со своим иснадом передал от 'Абдуллы бин Мас'уда, который сказал:
«Спасение в двух вещах: богобоязненности и благом намерении. И гибель в двух вещах: обрывании надежды (на милость Аллаха) и восхищении самим собой».
Передано от Вахба Мунбиха. Он сказал: «Среди тех, кто жил до вас, был один человек, который поклонялся Всевышнему Аллаху в течение семидесяти лет. Однажды он попросил Всевышнего Аллаха о своей нужде, но Аллах Та'аля не дал ему. Этот человек сказал самому себе: «Если бы у тебя были благодеяния, то твоя просьба была бы удовлетворена. То, что ты просил, было дано только тем, кто был до тебя». В это время к нему спустился ангел и сказал: «О, сын Адама! Поистине, твое осуждение своего нафса лучше, чем поклонение, которое ты совершал в течение долгих лет».
Ша'би сказал: «Жил такой человек, который, когда ходил в жаркие дни, всегда был в тени облака. Этого человека увидел другой человек и сказал: «Я тоже буду ходить в его тени». Тот сказал самому себе: «Кто он, чтобы ходить в моей тени?». Когда они расстались, то облако перешло ко второму человеку».
Передано от 'Умара бин Хаттаба, который сказал: «Знание о своем грехе - от правильности покаяния (тауба). Отрицание восхищения самим собой - от правильности деяний. Знание своего недостатка - от правильности благодарности».
Передано, что когда 'Умар бин 'Абдул'азиз читал проповедь, то останавливался, боясь восхищения самим собой. Когда он писал, тоже остановился, боясь восхищения самим собой. Он говорил: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от зла своего нафса».
Мутраф ибн 'Абдулла сказал: «Для меня лучше провести ночь во сне и встретить рассвет сожалеющим, чем бодрствовать ночью и встречать рассвет, восхищаясь самим собой».
Сообщается, что однажды один человек спросил у 'Айши: «Когда я узнаю, что благочестив?». 'Айша ответила: «Когда ты узнаешь, что ты злой». Тот человек спросил: «А когда я узнаю, что злой?». 'Айша сказала: «Когда ты узнаешь, что ты благочестив, тогда ты и узнаешь, что ты злой».
Передано, что один юноша из племени бани Исраиль отрекся от мира, ушел от людей и порвал с ними отношения. Он начал поклоняться в одном местечке. Для того чтобы его вернуть, из племени к нему пришли два старых человека и сказали: «О, юноша, ты принялся за тяжелую работу, ты не сможешь вытерпеть это».
Юноша ответил: «Покорность народа перед Всевышним Аллахом сильнее, чем мое поклонение». Они сказали: «У тебя есть близкие родственники, будет лучше, если ты будешь поклоняться около них». Юноша сказал: «Если мой Господь будет доволен мной, то сделает довольным мной каждого близкого мне человека и друга».
Они сказали: «Ты еще молод и не знаешь, мы испытали это на себе. Мы боимся, что ты будешь восхищаться самим собой». Юноша сказал: «Тот, кто познает себя, не будет восхищаться самим собой». Один старец посмотрел на другого и сказал: «Вставай, этот юноша нашел запах рая. Он не будет слушать наши слова».
Передано, что Давуд (мир ему) поклонялся Всевышнему Аллаху в течение одного года вблизи моря. Когда прошел один год, он сказал: «О, мой Господь, моя спина скривилась, глаза устали и кончились слезы. Что будет со мной после?». Всевышний Аллах сказал одной лягушке: «Ответь Моему рабу Давуду (мир ему)».
Лягушка сказала: «О, пророк Аллаха, ты говоришь своему Господу о поклонении, совершаемом в течение одного года? Клянусь Аллахом, который послал тебя истинным пророком, я уже тридцать или шестьдесят лет на суше восхваляю и прославляю Аллаха. Мои вены дрожат от страха перед Аллахом». После этого Давуд (мир ему) заплакал. Некоторые говорят, что этот случай произошел с Мусой (мир ему).
Факих сказал: «Пусть обязательными будут следующие четыре вещи для того, кто желает сохранить себя от восхищения самим собой.
Во-первых, знать, что деяния совершаются благодаря помощи Аллаха. Если он будет знать, что он совершает деяния благодаря Аллаху, он будет благодарить Всевышнего Аллаха и не будет восхищаться самим собой.
Во-вторых, нужно обращать внимание на блага, которыми Аллах одарил его. Если он будет размышлять о благах Аллаха Та'аля, он будет занят благодарением, будет считать свои деяния маленькими и не будет восхищаться самим собой.
В-третьих, быть в тревоге, будет ли принято деяние Аллахом или нет. Если он будет иметь такую боязнь, то он не будет восхищаться самим собой.
В-четвертых, стыдливость перед Аллахом за грехи, которые он совершил до этого деяния. Если он будет бояться, что его грехи больше, чем благодеяния, то он избавит себя от восхищения самим собой. Как человек может удивляться самому себе тогда, когда он не знает, что увидит в своей тетради с деяниями в Судный день?! Он сможет обрадоваться только тогда, когда прочитает свою тетрадь».
Передано от Ибн 'Аббаса, он сказал: «Я услышал слова Аллаха Та'аля: «Возьмите свою тетрадь и читайте». Я не знал, о ком сказал Всевышний Аллах. Ка'б пришел к 'Умару (да будет доволен Аллах), и мы сидели вокруг него. 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Ка'б, расскажи нам хадис, схожий по смыслу со словами Аллаха».
Ка'б сказал: «В Судный день Всевышний Аллах соберет людей на очень широкой земле. Каждый народ будет призван с теми, кто учил их прямому или распутному пути. До учеников позовут имамов, которые призывали к прямому пути. Имам встанет, и его тетрадь (с деяниями) будет вручена ему в правую руку. Поистине, злодеяния этого человека будут скрыты. Для того чтобы он не говорил, что вошел в рай благодаря своим деяниям, он будет читать свою тетрадь перед собой.
Благодеяния этого человека станут известными для людей, они прочитают эту тетрадь и скажут: «Какая же радость тому, чьи благодеяния стали явными». Затем этот человек перед собой прочитает свои злодеяния, так что даже скажет: «Я погиб». На последней странице этой тетради будет написано: «Поистине, Я простил тебе твои грехи».
На этого имама наденут корону из нура. Затем ему скажут: «Ступай к своим ученикам, обрадуй их, каждому из них будут даны награды, подобные твоим наградам». Когда он будет идти к своим ученикам, то на него будут смотреть люди и будут говорить: «О Аллах, сделай этого человека одним из нас, приведи его к нам».
Он придет к своим ученикам и скажет: «Возьмите мою тетрадь и читайте. Поистине, мои грехи прощены. Радуйтесь, ибо каждому из вас будут даны награды, подобные моим наградам».
Затем призовут имама, который учил распутству. Когда он встанет со своего места, ему вручат его тетрадь (с деяниями). Если он протянет правую руку, чтобы взять свою тетрадь, то эта рука соединится с шеей и он возмет тетрадь левой рукой. Затем левую руку протянут к спине, его шея согнется.
Для того, чтобы он не говорил, что «Ты сохранил мои злодеяния и не сохранил мои благодеяния», он будет читать свои добрые дела. Будет сказано: «Как ты совершал деяния, так Я и вознагражу тебя за эти деяния и другим будет то же самое». Людям прочитают его добрые и злые деяния. Они скажут: «Какое сожаление тому, кто совершил зло!». Этот человек на последней странице найдет слова: «Для тебя наказание стало обязательным (ваджиб)». Его лицо почернеет как темная ночь. Ему наденут корону из огня.
Затем ему скажут: «Ступай к своим ученикам, обрадуй их, что каждому из них будут даны наказания, подобные твоим наказаниям». Когда он направится к своим ученикам, то каждый из числа людей, стоящих на площади, скажет: «О Аллах, не сделай его одним из нас». Среди какого бы он ни прошел народа, все они будут проклинать его. После этого он придет к своим ученикам. Когда ученики увидят своего учителя, то они будут проклинать его и отрекутся от него. И имам тоже будет проклинать их, как сказал Всевышний Аллах:
«Потом в День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других»135.
Этот имам скажет своим ученикам: «Радуйтесь, каждому из вас будет подобное».
Масрук сказал: «Если знания приводят человека к богобоязненности, то этих знаний ему достаточно. Если невежество приводит человека к восхищению самим собой, то этого невежества для него достаточно».
Передано от Муджахида, который сказал: «Са'ид бин 'Ас был отправлен в одно племя руководителем. Это племя хвалило Са’ида бин 'Аса перед 'Усманом. Встал Микдад (да будет доволен им Аллах) и, бросив в их лица землю, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сыпьте землю на тех, кто хвалит».
_____________________________________________________
135. Сура "Аль-Анкабут", 25 аят.
Из книги Танбихуль гафилин