Человек нуждается в общении, однако не так важно общение, как его качество. За качество общения мусульман отвечают определенные правила. Однако давайте, прежде чем говорить о правилах беседы, обратим внимания на основные права мусульманина. Итак, на что же имеет право мусульманин перед другим мусульманином?
Каждый мусульманин имеет право на то, чтобы мы поприветствовал его при встрече, ответили на его приглашение, пожелали ему блага, если он чихнет, навестили его, если он заболеет, проводили в последний путь, если он умрет, способствовали выполнению его клятвы, если он поклянется в нашем присутствии, дали ему совет, если он попросит совета, и защитили его честь в его отсутствие.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение); если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)» (Муслим).
Исходя из вышеперечисленных прав верующего человека, при общении с людьми следует соблюдать следующие правила:
1. Не следует пренебрегать никем из людей, будь то живые или мертвые, ведь каждый из нас смертен. Возможно кто-то лучше нас, но даже если кто-то оказался нечестивцем, то в конечном итоге он может стать праведником, а мы можем впасть в состояние нечестивца.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, уверовавшие только на словах, когда до сердец ваших вера еще не дошла! Не злословьте о мусульманах и не следите неотступно за их недостатками, ибо, поистине, Аллах станет неотступно следить за недостатками того, кто будет неотступно следить за их недостатками, а того человека, за недостатками которого Аллах станет следить неотступно, Он покроет позором, даже если тот будет постоянно оставаться у себя дома» (Абу Дауд, 4880).
2. Не стоит считать мирские блага, принадлежащие людям чем-то значительным, весь мир этот для Аллаха ничтожен, как ничтожно все, что есть в нем. Поэтому не следует жертвовать ничем из своей религии ради мирских благ.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Аллах больше всего любит те дела, совершая которые ты доставляешь мусульманину радость или развеиваешь его печаль, отдаешь за него долг или избавляешь его от голода» (Ахмад ат-Табарани).
3. Не стоит быть враждебным по отношению к людям. Если же они делают что-то порицаемое Шариатом, то проявлять враждебность разрешено только по отношению к их делам, но не к ним. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Грехи того, кто покроет грех мусульманина, Аллах покроет в День Воскресенья» (Муслим).
Передают, что как-то раз один халиф обходил город ночью и услышал голос певшего человека. Взобравшись на стену и увидев, что этот человек находится в обществе какой-то женщины, а рядом с ним стоит вино, халиф воскликнул: «О, враг Аллаха, так ты решил, что Аллах будет и дальше прикрывать твои прегрешения?»
В ответ ему этот человек сказал: «Не спеши, о, повелитель, ибо если я ослушался Аллаха в одном, то ты ослушался Его сразу в трех вещах! Аллах сказал «… и не выслеживайте» (сура «Аль-Худжурат», аят 12), а ты выслеживал, и Аллах сказал «…Входите же в дома через двери» (сура «Аль-Бакара, аят 189), а ты забрался на стену моего дома, и Аллах Всевышний сказал: «Не входите в чужие дома без разрешения, не поприветствовав салямом хозяев» (сура «Ан-Нур», аят 27), а ты вошел в мой дом, не спросив разрешения и никого не поприветствовав. Выслушав его, халиф спросил: «А станешь ли ты держаться благого, если я прощу тебя?» Этот человек ответил: «Да, клянусь Аллахом, если ты простишь меня, я больше никогда не совершу подобного!», после чего халиф простил его и ушел.
4. Не нужно доверять ни похвалам, которые будут высказывать люди, ни проявлениям их радости, ведь вполне возможно, что это делается неискренне. Передают, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: Лицемера отличают три качества, даже если он постится, молится и утверждает, что является мусульманином: рассказывая о чем-либо, он лжет, обещая что-либо, он нарушает обещание, а когда ему доверяют, он предает» (Муслим).
5. Нельзя жаловаться на свое положение людям, либо Аллах может вверить нас людям, которым мы жалуемся.
6. Не стоит питать надежд по поводу того, что отношение людей к вам в ваше отсутствие будет таким же, как и во время вашего присутствия. Однако если в вашем присутствии унижается чье-то достоинство, то следует вмешаться. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Любого человека, который оставит мусульманина без помощи в таком месте, где право его неприкосновенности не соблюдается, а достоинство унижается, Аллах обязательно оставит без помощи в таком месте, где он пожелает получить Его помощь, а любому человеку, который окажет помощь мусульманину в таком месте, где достоинство его унижается, а право неприкосновенности не соблюдается, Аллах обязательно окажет помощь в таком месте, где он пожелает получить Его помощь». (Абу Дауд)
7. Прислушивайтесь к тому истинному, что люди будут говорить и не вслушивайтесь в ложное, и будьте справедливы, когда сами будете вести о них речи. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Ответь на зло лучшим [оставь их, не мсти за плохое отношение к тебе]» (сура аль-Муминун», аят 96).
Амина Аглиева