Любовь Всевышнего – то есть, Его довольство нашей жизнью и нашими поступками, это, на самом деле самая важная вещь в нашей жизни. От того, будет ли нами доволен наш Создатель, зависит и наше благополучие в этой жизни, и наша участь в будущей жизни.
В отличие от людей, которые могут любить или не любить нас по своей прихоти, без веских причин, Господь не поступает ни с кем из людей несправедливо – поэтому Его любовь всегда связана с определенными действиями людей. Так что если мы будем стараться воспитывать в себе эти качества – и, наоборот, не допускать совершения тех действий, которых Он не любит, которыми Он не доволен, есть надежда, что мы обретем Его довольство.
Особенно важно задуматься об этом в преддверии священного Рамадана – поскольку во время этого месяца, как известно, возрастает многократно награда за благие дела – но и увеличивается наказание за грехи.
1. Прежде всего, конечно, Всевышний любит людей богобоязненных – которые исполняют то, что Он повелел и остерегаются того, что Он запретил. Аяты, говорящие об этом, повторяются в Коране несколько раз:
«Соблюдайте же договор до конца его срока: воистину, Аллах любит богобоязненных…» (9:4).
«Воистину, Аллах любит богобоязненных…» (9:7).
В конкретных аятах речь идет о том, что верующие люди должны были соблюдать договор, которые они заключили с мекканскими язычниками. Несмотря на то, что это были грешные и жестокие люди, верующим людям нужно было следовать данному слову – как бы это не было им неприятно.
2. Бог любит тех людей, которые совершают добрые и благие деяния.
«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (2:195).
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (3:133-134).
«Прости же и извини их (грешников), - ведь Аллах любит добродеющих!» (5:13).
В аятах говорится конкретно – какие благие дела здесь имеются в виду. Это, прежде всего, щедрость и умение расходовать свои средства на угодные Богу цели. Это умение прощать нанесенные обиды. И это умение сдерживать свой гнев.
Мы помним, что есть хадис, когда некий человек пришел к Пророку, мир ему, и несколько раз попросил его о наставлении – и Пророк Всевышнего несколько раз сказал ему: «Не гневайся». В другом хадисе сказано, что силен не тот человек, который умеет одолеть других в поединке, а тот, кто умеет сдержать свой гнев – то есть, одолеть свои страсти.
3. Всевышний любит терпеливых.
Слово «сабр» - терпение упомянуто в Коране целых 104 раза! Поистине, это, наверное, одно из самых необходимых и похвальных качеств для верующих.
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых» (3:146).
«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (16:96).
«Мы непременно испытаем вас чем-то из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (2:155).
Без терпения ничего нельзя добиться в жизни – ни овладеть ремеслом или профессией, ни приобрести знания, ни достичь успеха в науке или в спорте. Тем более, это качество необходимо человеку верующему – который хочет приобрести похвальные душевные качества и избавиться от недостатков, чтобы добиться довольства своего Господа.
В пророческих хадисах также развивается это утверждение – что верующий человек должен уметь проявлять терпение, то есть, спокойствие и выдержку во всякой жизненной ситуации, которую посылает ему Всевышний.
«Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей» (Тирмизи).
«Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев» (Тирмизи, Ибн Маджа).
Как мы видим из хадиса, признаком любви Бога к человеку могут служить и постигшие его испытания – хотя обычно мы привыкли считать их признаком немилости Создателя.
4. Всевышний любит тех, кто проявляет таваккуль – то есть, полагается на Него, доверяет Ему.
«Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).
Разумеется, это не означает, что человек должен сложить руки и ждать, что Бог за него все сделает. Полагаться на Аллаха можно только тогда, когда мы «привязали своего верблюда», как говорится в хадисе – то есть, сделали все, что от нас зависит в этом деле.
5. Аллах любит справедливых и беспристрастных.
«…Но если ты вынесешь решение, то суди их беспристрастно. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (5:42).
Всевышний любит тех, кто относится ко всем людям одинаково и поступает со всеми по справедливости, независимо от своего личного отношения к человеку – нравится он вам или нет.
Верующий человек должен хорошо относиться к людям любой религии:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).
6. Всевышний любит очищающихся.
Это можно понимать как буквально – Он любит тех людей, кто внимательно относится к соблюдению правил ритуального очищения, так и в переносном смысле, что Бог любит людей, которые очищают свою душу от всего злого и дурного, раскаиваясь в совершенных грехах:
«Воистину, Аллах любит кающихся, и любит очищающихся» (2:222).
7. Всевышний любит тех, кто любит друг друга ради Него и делают добро людям ради Него:
«Моя любовь становится обязательной для тех, которые любят друг друга ради Меня, Моя любовь обязательна для тех, которые посещают друг друга ради Меня, Моя любовь будет обязательна тем, которые помогают друг другу (в финансовых отношениях), Моя любовь будет обязательной для тех, кто поддерживает отношения ради Меня» (Ахмад, Ибн Хиббан).
Теперь давайте скажем несколько слов о тех, кого Всевышний не любит:
1. Понятно из всего вышесказанного, что Бог не любит грешников и преступников, не любит тех, кто нарушает договоры и предают других:
«Тех же, которые уверовали и вершили добрые дела, Он одарит вознаграждением сполна. Воистину, Аллах не любит беззаконников» (3:57).
2. Всевышний не любит тех, кто злословит – то есть, говорит о людях плохо за их спиной:
«Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах - Слышащий, Знающий» (4:148).
3. Господь не любит неблагодарных – которые не подчиняются Ему и не проявляют благодарности Ему за дарованные Им блага:
«Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (22:38).
4. Всевышний не любит тех, кто излишествует – проявляет ненужную расточительность в пище, питье, одежде и иных расходах.
«Ешьте и пейте, но не излишествуйте: ведь поистине, Он не любит излишествующих…» (7:31).
5. Господь не любит гордецов и хвастунов, которые забывают о том, Кому они обязаны всем, чем они обладают, и ставят себя выше других людей.
"Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив [высокомерных] (и) хвастлив" (4:36).
«И не криви свою щеку перед людьми [не отворачивайся от людей надменно] и не ходи по земле высокомерно. Поистине, Аллах не любит всякого гордеца [высокомерного] и хвастливого» (31:18).
6. Всевышний также не любит тех, кто проявляет ненависть к аулия Аллаха, то есть, к особенно близким Ему праведным людям.
«Кто враждует с Моим любимцем, тому Я объявляю войну» (Бухари).
7. Также признаком того, что Господь не доволен каким-то человеком, может служить нелюбовь к нему со стороны людей:
«Если Аллах любит кого-либо из (Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби же и ты его», и Джибриль начинает любить его. Потом обращается к (обитателям) небес и говорит: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же и вы его», и обитатели небес начинают любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле.
Если Аллаху ненавистен кто-либо из рабов (Его), то Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, мне ненавистен такой-то, так возненавидь же его и ты», и тогда Джибриль начинает ненавидеть его. Потом обращается к обитателям небес и говорит: «Поистине, Аллаху ненавистен такой-то, возненавидьте же его и вы», и у них возникает ненависть к нему, а потом его начинают не любить и на земле».
И это понятно, ведь обычно люди не любят тех, кто как раз проявляет вышеперечисленные качества – кто причиняет неудобства другим людям, притесняет их; кто хвастается и кичится своим богатством или успехом, презирая окружающих; кто злословит за спиной у людей, распространяя о них разные некрасивые слухи; кто злопамятен и не умеет прощать обиды; кто пристрастен к людям – хорошо относится только к тем, кто ему нравится (к примеру, только к близким людям или к людям одной с ним веры).
Таких людей не любят другие люди – но таким человеком не будет доволен и Сам Создатель. И наоборот, делающих добро, щедрых, терпеливых, прощающих и великодушных любят люди – и такими людьми будет доволен их Господь.
Так давайте будем стремиться к Его довольству.
Анна Кобулова