7 хадисов Пророка (ﷺ) о недопустимости крайностей в религии
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда повелевал придерживаться умеренности в поклонении и избегать крайностей и чрезмерности.
Ниже приведем хадисы и предания, которые указывают на недопустимость чрезмерности:
- Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел пожилого мужчину, который хватался за двух своих сыновей и шел, он спросил: “Почему он так идёт?” Ему сказали: “Он дал обет, что будет ходить”, на что он сказал: “Воистину, Аллах не нуждается в том, чтобы этот мужчина себя мучал”, затем он приказал мужчине ездить верхом»[1]
- Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал проповедь, он увидел мужчину, который стоял. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал расспрашивать о том, почему он не сидит, на что ему сказали, что тот мужчина дал обет, что всегда будет стоять, не укрываться от солнца, не разговаривать и что всегда будет соблюдать пост. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скажите ему, чтобы он разговаривал, укрывался от солнца, сидел и разговлялся”»[2].
- Передают со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Моя сестра дала обет, что она совершит хадж пешком и попросил меня спросить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно ее обета. Когда я спросил об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “Пусть она совершит хадж пешком и верхом”»[3].
- Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел веревку, привязанную между двумя столбами, он спросил: “Что это за веревка?” Ему сказали: “Это – веревка Зайнаба, она держится за нее, когда устает совершать намаз” Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Развяжите веревку. Пусть каждый из вас совершает намаз, пока у него есть силы на это, когда же он устанет, пусть отдохнет”»[4].
- Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был в пути, он увидел мужчину, вокруг которого собрались люди и осеняли его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тем мужчиной?” Ему сказали: “Он соблюдает пост”, Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Соблюдение поста во время путешествия не является благочестием”»[5].
- Сообщается, что однажды один мужчина сказал Абдуллаху ибн Умару, да будет доволен им Аллах: «О Абу Абд ар-Рахман! У меня есть силы соблюдать пост во время путешествия», на что Абдуллах ибн Умар сказал: “Тот, кто не примет разрешение Аллаха [то есть если человек не согласен с тем, что Аллах разрешил ему не соблюдать пост во время путешествия,] то получит грех, подобный по своему размеру горе Арафа”»[6].
- Сообщается, что ибн Укейль сказал: «Однажды ко мне пришел мужчина и сказал: “Я окунаюсь в воду несколько раз, но при этом сомневаюсь в том, действительно ли мое большое омовение (гусль) или нет. Что ты скажешь об этом?” Я ему сказал: “Иди, тебе не обязательно совершать намаз” Он спросил: “А как так?” Тогда я ему сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Троим не запишется грех [если они не будут выполнять обязательные поклонения]: сумасшедшему, пока он не придет в себя; спящему, пока он не проснется; младенцу, пока он не достигнет совершеннолетия”. Тот, кто окунается в воду несколько раз, но при этом сомневается в том, попала ли вода на его тело или нет, является сумасшедшим”»[7].
[1] Бухари «сахих» 43 и Муслим «сахих» 1642.
[2] Бухари «сахих» 6704.
[3] Бухари «сахих» 1866 и Муслим «сахих» 1644.
[4] Бухари «сахих» 1150.
[5] Бухари «сахих» 1946 и Муслим «сахих» 1115.
[6] Ахмад «муснад» 5391.
[7] См. «Игаса аль-ляхафан» стр. 134.
Islam-Today
Читайте также:
-
Об исполнении зикра после намаза, с джама'атом (коллективно)
Шейх Умар ибн Саид в книге "Риммах хизб ар-Рахим" пишет: "Знай, что Аллах наставляет людей коллективно исполнять зикр, и Пророк Мухаммад салляллаху алейхи ва саллям так же побуждал их к этому".
Такие шейхи, как Бухари, Муслим, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа и другие, приводят хадис кудси, возводя его к самому Пророкусалляллаху алейхи ва саллям: "Я таков, как обо Мне думает Мой раб и Я рядом с ним, когда он поминает Меня. Если он про себя помянет Меня, то Я также помяну его про Себя. Если он будет поминать Меня среди людей, то Я помяну его перед лучшими творениями (ангелами)".
-
Можно ли женщине читать Коран вслух?
Прежде всего, разъясним, в общем, вопрос чтения Корана вслух и про себя. Существуют риваяты как по поводу чтения Корана вслух, так и по поводу чтения Корана про себя.
-
Что такое истиаза, и как она совершается?
Арабское слово «истиаза» означает...
-
20 коротких хадисов с безграничной жизненной мудростью
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Религия – это искренность, доброе наставление (насыха). Сподвижники спросили: «В отношении кого?». Пророк (мир ему) сказал: «В отношении Аллаха и Его Книги, Его посланника, руководителей мусульман и простого народа» (Муслим).
-
Обязательно ли человек должен увидеть сон после совершения намаза-истихара?
Что такое истихара-намаз и как правильно он совершается? Увижу ли я сон-знамение? А что если я ничего не увижу? Значит я сделал что-то не так? Сколько раз нужно совершать истихара? В этой статье мы разъясним самые частые вопросы об этом виде намаза и развенчаем некоторые заблуждения о нем.
-
Если бы не эти два аята, Абу Хурайра (р.а.) никогда не стал бы передатчиком хадисов
Приняв Ислам, этот сподвижник часто бывал в компании Посланника Аллаха (мир ему). В этой статье собраны важные уроки и мудрость одного из величайших сподвижников Пророка и передатчика его слов.
-
Дуа, которые защитят ваших детей от шайтана
Аллах Всевышний подарил нам в земной жизни множество благ и радостей, среди которых особое место занимают наши дети. Они доверены нам Всевышним Аллахом – они наш аманат.
-
Почему мусульманам желательно изучать арабский язык?
Если вы читали перевод стихотворений с оригинала на другой язык, наверняка замечали, как, передавая общий смысл текста, теряется его красота. Оттенки слов, выражений, тонкость использованных словесных приемов становятся блеклыми в переводе, а то и вовсе исключаются за отсутствием аналогов в языке перевода. Так говорят и о тафсирах те, кто читает и понимает Коран в оригинале.