Абу Хурайра (р.г.) передал, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Шесть человек войдут в ад за год до Судного дня». Было сказано: «О Посланник Аллаха, кто же они?» Он (с.г.в.) сказал: «Правители, притесняющие подданных; верные гасабии, которые были злыми к своим подданным; высокомерные руководители; обманывающие торговцы; благополучные невежды и завистливые ученые, то есть ученые, которые завидуют друг другу из-за мирского».
Ученый должен постигать знания с целью получения наград в Ахирате. Если ученый своими знаниями будет добиваться Ахирата, то он никому не будет завидовать, и никто не будет завидовать ему.
Некоторые мудрецы сказали: «Сохраняйте себя от зависти по отношению друг к другу. Поистине, первым грехом стало проявление зависти: Иблис (проклятие ему) позавидовал положению Адама (мир ему), и отказался склониться пред ним до земли, а подтолкнула его к греху зависть. Он сказал: «Ты сотворил меня из огня, а Адама - из глины». Всевышний Аллах проклял его. Первым грехом на земле из-за зависти был грех Кабиля бин Адама, который, позавидовав своему брату Хабилю, убил его.
Ахнаф сказал: «Нет блага в завистнике, нет доверия в скупом, для лентяя нет друга, а для лгуна нет риваята. В предателе нет мысли (знаний), а в злонравном нет потомка Пророка (с.г.в.)».
Мухаммед бин Сирин сказал: «Я никогда не завидовал никому в том, что касается мирского, ибо если человек принадлежит к числу тех, кому суждено войти в рай, то как я могу завидовать ему из-за того, что имеет отношение к миру этому, который ничтожен по сравнению с миром вечным? Если же человек принадлежит к числу тех, кому суждено оказаться в огне, то как я могу завидовать ему из-за мирского, когда его жгёт огонь?»
Хасан Басри сказал: «О сын Адама, не завидуй брату своему: если то. чем он одарен, от Его милости к нему, то не завидуй тому, кого одарил Аллах; если же иначе, то не завидуй тому, кто идет в адское пламя».
Факих (р.г.) сказал: «Мольба троих не принимается: у употребляющего харам, у того, кто много сплетничает, и у того, кто держит в сердце злобу на мусульманина или завидует ему».
Ибн Хашиб передал от Салима, а он от своего отца, сказавшего: «Поистине, Пророк (с.г.в.) сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал Коран и который занимается им днем и ночью. А также человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его днем и ночью».
Факих (р.г.) сказал: «Цель этого хадиса в следующем: желание испытывающего зависть состоит в том, чтобы и самому обладать этим, то есть знанием Корана и возможностью выплачивать милостыню. Такая зависть восхваляема. Что касается желания, чтобы то, чем обладает другой исчезло, то это достойно порицания. Если же говорить только о желании иметь нечто подобное, то порицаемым оно не является. Всевышний Аллах сказал:
«И не желайте того, чем Аллах отдал предпочтение одним из вас перед другими...» («Ан-Ниса», 32 аят).
Также Аллах сказал:
«У Аллаха просите щедрот Его и помощи» («Ан-Ниса», 32 аят). Таким образом, мусульманину не следует иметь желания получить именно то, чем обладает другой. Нужно просить, чтобы Всевышний Аллах дал нечто подобное. Каждому мусульманину ваджибом является сохранять себя от зависти, ибо завистник противостоит решению Всевышнего Аллаха. Тот же, кто не проявляет зависть, доволен решением Всевышнего Аллаха».
Из книги "Танбихуль гафилин"