«Поистине, [по-настоящему] верующие – это те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха. Их вера [и убежденность] усиливается, когда им читают Его аяты. Также они уповают [только] на своего Господа [вверяя Ему все свои дела]. Они [полноценно] выполняют намаз и расходуют [на Нашем пути] из того [имущества], чем Мы их наделили. Вот они – истинно верующие. Им – степени [высокое положение] у их Господа, прощение [за совершенные ошибки, которые присущи людям] и щедрый удел [в виде райских благ]» (Аль-Анфаль, 2-4).
В приведенных аятах выделены пять качеств настоящих верующих. Верующие призываются к приобретению этих свойств, и сообщается о великом воздаянии за проявленное для этого усердие.
1. Можно говорить о сильном взаимодействии между иманом верующих и их чувствами. Верующих любит Аллаха такой любовью, что, когда он слышит имя Всевышнего, его сердце начинает биться сильнее. Когда ему говорят об Аллахе, в его душе рождаются смешанные чувства волнения и воодушевления. Эти чувства верующих так переданы в других аятах:
«Аллах ниспослал лучшую речь [Коран] – Книгу, аяты которого похожи друг на друга и повторяются [повествования, сообщения, повеления и запреты, радостные вести и предупреждения, назидания и увещевания]. От него дрожат те, кто боится своего Господа. А затем при поминании Аллаха их кожа и сердца смягчаются» (Аз-Зумар, 23).
«Они [обратившиеся к Аллаху] уверовали [во все то, во что необходимо уверовать], и их сердца [избавляясь от проблем и сомнений] успокаиваются при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?» (Ар-Ра‘д, 28).
2. Когда верующие читают аяты Аллаха, или когда они сами читают и осмысливают их, они получают новые знания и укрепляют свой иман, уверовав в них. Поскольку каждый аят несет в себе изысканность, гармонию, мудрость и истину, то представляет собой отдельное доказательство ниспослания Корана Всевышним Аллахом и укрепляет иман верующих своим совершенством. Это обстоятельство следующим образом выражено в аяте:
«Он − Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (Аль-Фатх , 4).
3. Верующие уповают только на Аллаха. Во всех делах доверяться Аллаху, надеяться на Него, считать Его своим покровителем − это признак достижения вершин имана. Естественным правом человека является обзаводиться семьей, детьми, друзьями, имуществом. Однако все это дается нам для нашего испытания. Надо иметь в виду, что если опираться лишь на них, то это может привести к крушению наших надежд. Поэтому довериться можно не тленным созданиям, а только нашему Господу, сотворившему все и являющемуся истинным Хозяином всего.
4. Исламская религия предусматривает меры, направленные на обеспечение гармоничной и безопасной жизни личности в обществе. Также она организует такие условия, чтобы человек сильнее чувствовал привязанность к своему Создателю и никогда не прерывал своей связи с Господом. Часть этих мер составляет поклонение. А во главе всех форм поклонения стоит намаз, который является самым лучшим, самым подходящим средством для поддержания связи с Аллахом. Поэтому мы, мусульмане, стараемся исполнять его с особым усердием. Читая намаз, мы лучше понимаем величие Аллаха и свою слабость и бессилие перед Ним. Человек, воспринимающий это в таком виде, будет всегда стремиться совершать лишь добрые дела. Не будет замышлять зла другим людям. В обществе, состоящем из таких личностей, всегда будут счастье и спокойствие.
5. Верующие пользуются данными им Аллахом благами и дают другим людям, близким и дальним, пользоваться своим добром. Они не упустят возможности для расходования своих средств на благие цели: раздают садака и отдают закят, создают вакуфные фонды, дают беспроцентные займы и ссуды, предоставляют нуждающимся средства к существованию и бесплатное питание.
В аяте сказано: «Из того, чем Мы их наделили» и тем самым подчеркнуто, что Аллах является источником всех благ, и надо их жертвовать ради Него. Верующих наставляют осознать необходимость делиться своим достоянием с нуждающимися членами общества.
Те, кто обладают перечисленными выше качествами, являются истинными и совершенными верующими. Относительно качества имана и количества благих деяний они двигаются в направлении от достаточного к совершенному, от хорошего к еще более прекрасному. И поэтому у них имеются особые достоинства и степени перед Аллахом. Также прекрасны и не имеют себе равных по достоинству, и те разнообразные воздаяния, которыми одарит Всевышний Аллах этих Своих рабов, достигших таких степеней. Аллах отпустит совершенные ими грехи и вознаградит их вечным счастьем.