Некоторые мудрецы сказали: «Отречение в мире бывает четырех видов. Первое: вера в то, что обещал Аллах в этом и следующем мире. Второе: принимать одинаково похвалы и обиды людей по отношению к себе. Третье: искреннее совершение деяний, то есть без рия, а только ради Всевышнего Аллаха. Четвертое: прощение того, кто угнетал тебя, и удержание гнева от своего раба».
Передано, что один человек сказал Абу Дарде (р.г.): «Обучи меня словам, посредством которых Аллах даст мне пользу?» Абу Дарда (р.г.) сказал: «Я завещаю тебе следующие слова - если человек будет совершать деяния в соответствии с этими словами, награды этого человека от Аллаха будут высокими. Ешь только чистую пищу, то есть пищу, которая чиста от сомнений и харама. Проси ежедневную пищу у Аллаха. Считай себя одним из мертвых. Направь свою цель Аллаху. Если кто-нибудь обругает или обидит тебя, скажи ему: «Я направил свою цель Аллаху. Если ты совершишь зло, то проси прощенья у Аллаха».
Передано, что во время битвы Ухуда у Посланника Аллаха (с.г.в.) сломался передний зуб. Это известие вызвало у его
сахабов большое беспокойство. Они сказали: «О Посланник Аллаха, помолись о плохом для тех, кто сделал это тебе». На это Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Я не послан как проклинатель, но я послан как молящийся и милость. О Аллах, направь мою общину на истинный путь, ведь, поистине, они не знают».
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Того, кто удержит свой язык от принесения вреда лицам мусульман, Аллах избавит от греха. Того, кто удержит свой гнев, Алла избавит от Своего гнева».
Передано от Муджахида (р.г.), что, поистине, когда Пророк (с.г.в.) проходил мимо группы людей, которые поднимали камни, чтобы увидеть, кто из них самый сильный, он сказал: «Что это?» Они сказали: «Камень богатырей». Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Не известить ли вас о том, кто сильнее этих богатырей?» «Да, конечно, извести нас», - ответили люди. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Тот, у которого между ним и его братом ссора. Он побеждает своего шатана и шайтана своего друга и идет к нему (своему брату), чтобы разговаривать с ним».
В другом риваяте: «Вы определяете силу поднятием камней? Не оповестит ли вас о том, кто сильнее вас? Это тот человек, который полон гнева и не смотря на это терпит».
Сообщается, что Яхья бин Мугаз (р.г.) сказал: «Кто сделал плохую мольбу тому, кто угнетал его, тот, среди пророков опечалил Мухаммада (с.г.в.), среди неверующих обрадовал Иблиса. Кто простил того, кто угнетал его, тот среди неверующих и шайтанов опечалил Иблиса, среди пророков и святых воистину, обрадовал Мухаммада (с.г.в.)».
Поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Глашатай скажет в Судный день: «Где те, награды которых были от Аллаха?» И тогда встанут те, кто прощал людей и они войдут в рай».
Гатыйя передал, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Верующие легки и мягки как послушный верблюд. Если стреножен подчиняется, если привязан к большой скале с удовольствием остается при ней».
Факих (р.г.) сказал: «Пусть для вас будет обязательным проявлять терпение во время гнева и оберегаться от спешки, ибо в спешке и терпении есть три вещи. Первая вещь, что в спешке, - это сожаление; вторая - упрек людям; третья - наказание от Аллаха. А что касается терпения, то первая вещь в терпении - это радость, вторая - похвалы людей и третья - награда от Аллаха. Ведь в начале терпения будет гнев, а в конце сладость».
Один поэт сказал:
Сначала, проявив мягкость, ты почувствуешь гнев,
Однако же в конце мягкость будет слаще меда.
Аллах Субуханаху ва Тааля знает лучше.
Из книги "Танбихуль гафилин"