Один из золотых принципов ислама заключается в следующем: если вы хотите узнать истинную религию человека, не смотрите на то, как много он молится или постится, а смотрите на то, как он относится к людям. И сегодня мы с вами поговорим о богатстве сердца.
«И будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой» (аш-Шуара, 215).
Этот аят говорит о том, что долг каждого мусульманина – быть смиренным, добрым, мягким и милосердным.
«По милости Аллаха ты [о Мухаммад] был мягок с ними [сподвижниками]. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя. Прости же их [за то, что было в битве при Ухуде], попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха – поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него» (Али Имран, 159).
Данный аят Корана учит нас быть более мягкими, ведь это то, что исходит от Всевышнего Аллаха.
Иногда мы не осознаем, что люди порой похожи на льдинки, которые нужно растопить. А сделать это можно только с помощью своего благого нрава и доброты сердца. Пророк Мухаммад ﷺ поощрял выстраивание дружеских, тёплых отношений между мусульманами, поскольку такие взаимоотношения могу стать средством достижения рая: «Никто из вас не войдёт в Рай, пока не уверует. И никто из вас не будет уверовавшим, пока не полюбит своего брата мусульманина. Сказать ли вам, что увеличивает эту любовь? Распространяйте мир между собой».
Существует тесная взаимосвязь между тем, чтобы не быть жестокосердным, прощать и даже просить прощения у людей через Всевышнего. Прощать, а затем просить прощения – это яркое свидетельство того, что человек не хранит в своём сердце злобу к другому.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Поистине, Аллах Добр (Мягок) [желает людям облегчения и лёгкости, не возлагает на людей больше их возможностей и сил]. И любит [видеть в людях именно] эти качества. За проявление такого качества, как рифк (доброта, доброжелательность, мягкость), Аллах даёт людям то, чего не даёт им при проявлении ‘унфа (строгости, суровости, резкости; грубой силы, насилия). Даёт то, что ни за что иное не даст. [То есть эти качества особо действенны в раскрытии Его прощения и милости, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей]» (Муслим, Бухари).
От Пророка ﷺ нам достоверно известно, что сердце, которое не наполнено любовью ко Всевышнему и добротой ко всем Его творениям, лишено покоя: «Сердец – четыре: сердце, в котором смешаны лицемерие и вера; если смерть застанет его обладателя на лицемерии, он погиб, а если застигнет его на вере, то он спасётся; и сердце опрокинутое, и это – сердце многобожника; и сердце запечатанное, и это – сердце лицемера; и сердце сияющее, открытое, и это – сердце верующего, в нём – подобие светильника: если Аллах наделит его, он отблагодарит, а если испытает – будет терпелив».
Наше богатство сердца по отношению к другим коренится в уважении к себе и другим. Это важно, потому что нельзя ожидать, что немусульмане, страны или правительства будут уважать мусульманский мир, если мусульмане сами не могут уважать друг друга. Обладание богатым сердцем поможет создать прочные сообщества и восстановить разорванные связи.