Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 146. Разъяснение того, что степеней человека и человечности насчитывается четыре
Человек и сыны человечьи все вместе
На четыре вида делятся, ни более, ни менее этого.
Первый вид – это верующие, которые попадут в рай,
Непременно заслуживают они [рая] и облагодетельствованы милостью [Аллаха].
Поскольку души их от света Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.) [происходят],
Воздаянием их прощение и награда является.
[Аяту] «Повинуйтесь Аллаху…» (ати’у-Лллах) подчиняются они все до единого,
Рабами избранными они являются.
Каждый [из них] бескрайнее море знания
В сердце скрывает, таким образом.
Избранными и искренними именно эти люди являются,
Будут идти они [по пути] шариата до Судного дня.
Другим видом являются неверные,
Весьма и весьма безграничны и бескрайни они.
Все они поголовно обитателями ада являются,
Хотя в мирской жизни обладают серебром и золотом.
Местом их являются ад и барзах,
Одни в огне находятся, а другие – во льду.
Разве верующий и неверный сравнятся друг с другом,
Хотя оба они происходят от одного человека?
Один фальшивый, а другой – подлинный, словно золото.
Один подобен тростнику, а другой – сахару.
Другим видом являются все, кто будут на оградах (а’рафийан),
Освободились они и от этого, и от того.
Не имеют они надежды на рай,
Не боятся они также и ада.
Спокойны они между этими и теми,
Освободились от скверны, очистились.
Четвертый вид является [самым] великим из этих трех,
Свободен от ада, райских садов и блаженства.
Короче говоря, достигли они желаемого,
Преодолели они пути, прибыли к стоянке.
Посмотри на себя, чем из этого всего ты являешься?
Кем из этих четырех ты являешься?
Примкни к другу [Аллаха], тех троих оставь,
Приди в себя и стань сведущим об Аллахе!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017