Передано от Муджахида: 'Абдулла бин 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал мне: «О, Муджахид, каждый раз, когда ты будешь встречать рассвет, не обманывай себя вечером, то есть не говори, что если я не совершу благодеяние во время рассвета, то совершу его вечером. Если ты встретишь вечер, то не обманывай свой нафс рассветом. Бери у своей жизни то, что пригодится для твоей смерти. Бери у своего здоровья то, что пригодится для твоей болезни».
Один из мудрецов сказал: «Если человек встретит рассвет, то ему нужно вознамериться совершить четыре дела. Первое - выполнение приказа Всевышнего Аллаха. Второе - воздержание от запретов Всевышнего Аллаха. Третье - хорошие отношения с людьми. Четвертое - исправление отношений между собой и врагами. Если он встретит рассвет с такими намерениями, то я надеюсь, что он будет одним из числа праведников и спасенных».
Один мудрец сказал: «Рабу не следует ложиться спать, не выполнив четырех вещей.
Во-первых, не следует спать, не попросив прощение у своего врага. Ибо придет ангел смерти и приведет к его Господу.
Во-вторых, не следует спать, оставив один фард из фардов Аллаха.
В-третьих, не следует спать, не покаявшись за совершенные грехи. Ибо часто бывает так, что к человеку смерть приходит во время сна.
В-четвертых, не следует спать, не написав правильное завещание. Ибо может случиться так, что он умрет в эту ночь, не оставив завещания».
Было сказано: «Люди, которые встречают рассвет, делятся на три группы: первая группа встречает расвет, желая богатства; вторая - желая грехов; третья - желая найти путь. Тот, кто встречает рассвет, желая богатства, не получит большего пропитания, предопределенного ему Аллахом, даже если он имеет много богатства. К тому, кто встречает рассвет, желая грехи, придет позор и слабость. Того, кто встречает рассвет, желая найти путь, Всевышний Аллах наделит пропитанием и откроет ему дорогу».
Некоторые мудрецы сказали: «Для встретившего рассвет два дела являются обязательными: спокойствие и страх. Спокойствие по отношению к пропитанию, которым наделяет Всевышний Аллах. Испытывать чувство страха надо до тех пор, пока он не совершит полностью все повеления (Аллаха). Если он исполнит эти два повеления, Всевышний Аллах проявит к нему уважение двумя вещами: довольство тем, чем наделил его Аллах, и ощущение сладости подчинения Аллаху».
Однажды у 'Амира бин Кайса спросили: «Как ты встретил рассвет?». Он сказал: «Я встретил рассвет, набив свой нафс грехами и погрузив на себя блага Всевышнего Аллаха. Я не знаю, что будет освобождением от моих грехов, мое поклонение или же мое благодарство Аллаху за его блага».
Сообщается, что Ибрахим бин Адхам сказал: «Для того, кто встретит рассвет, обязательным является благодарить Аллаха за четыре блага.
Во-первых, благодарить Аллаха, сказав: «Вся хвала Всевышнего Аллаху, который осветил мое сердце светом истины, сделал меня одним из верующих и не сделал одним из распутных».
Во-вторых, благодарить Аллаха, сказав: «Вся хвала Всевышнему Аллаху, который сделал меня одним из числа общины Мухаммада (с.г.в.)».
В-третьих, благодарить Аллаха, сказав: «Вся хвала Всевышнему Аллаху, который даровал мне пропитание».
В-четвертых, благодарить Аллаха, сказав: «Вся хвала Всевышнему Аллаху, который скрыл мои недостатки».
Сообщается, что Шакик бин Ибрахим сказал: "Если человек прожил сто лет и не узнал о следующих четырех вещах, то нет для него иного места, кроме как ад".
Во-первых, познание Всевышнего Аллаха. Познание Всевышнего Аллаха означает познание Его в явных и скрытых делах. Ибо нет никого, кто дает или запрещает, кроме Аллаха.
Во-вторых, познание деяний ради Аллаха. Познание деяний ради Всевышнего Аллаха, означает познание того, что Аллах ни принимает деяние, если оно не совершено с искренностью ради Него.
В-третьих, познание самого себя. Познание самого себя означает познание своей слабости и того, что человек ничто не сможет вернуть из того, что предопределил ему Аллах. То есть ему необходимо довольствоваться тем, чем наделил его Аллах.
В-четвертых, познание своего врага и врага Аллаха. Познав своего врага, он накажет его, так что даже одержит победу".
Из книги "Танбихуль гафилин"