Ибн Габбас (да будет доволен им Аллах), после того как прочитал этот аят:
«О вы которые уверовали! Искренне раскайтесь перед Аллахом в своих грехах», сказал: «Истинное покаяние - это покаяние душой, произнесение слов покаяния языком и не возвращение к совершенному греху».
Пророк (с.г.в.) сказал: «Тот, кто кается в грехе только языком, а затем продолжает грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».
Поистине, хазрат Рабига (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Поистине, мы желаем прощения Аллаха. Если человек просит о прощении, высказывая одним лишь языком, такое покаяние является покаянием лжецов и это не истинное покаяние. Истинное покаяние - это произнесение слов покаяния языком, раскаяние сердцем и решимость никогда больше не возвращаться к греху. Если человек покается таким образом, Аллах простит его грех, даже если он был большим. Потому что Аллах прощающий».
Поистине, среди бани Исраил (древних евреев) был один царь. Ему сказали, что среди его рабов есть красноречивый раб. Царь захотел, чтобы этот раб посещал его и всегда находился при его дворе. Однажды этот раб сказал царю: «О царь, мне понравилось ваше предложение, но все же если бы я зашел в ваш дом и играл бы с вашей женой, что бы тогда вы сделали со мной?» Царь рассердился и сказал: «Эй, нечестивец! Как ты смеешь мне такое говорить?» Раб ответил ему: «Поистине, у меня есть щедрый Господь, который не гневится на меня, не выгоняет меня от своих ворот и не оставляет голодным даже тогда, когда я грешу в день семьдесят раз. Как я могу остаться во дворе того, кто гневится на меня, когда я ещё не совершил греха. А что ты сделаешь, когда я согрешу?» После этого раб ушел от царя.
Факих (р.г.) сказал: «Грех бывает двух видов. Первый вид греха - это грех между тобой и Аллахом. Второй - грех между тобой и людьми. Покаяние в грехе, который между тобой и Аллахом, - это произнесение слов покаяния языком, раскаяние душой и намерение не возвращаться к греху. Если человек принесет такое покаяние, Аллах примет это покаяние. Покаяние не принесет пользы только тогда, когда человек не совершил фарз и не совершил каза (не возместил его). Раскаяние в грехе, которое между тобой и людьми, не принесет пользы, пока люди не будут довольны тобой и не простят тебя».
Передано от одного из табиинов. Поистине, он сказал: «Если человек, согрешив, раскается в грехе до того времени, как войти в рай, шайтан, сожалея, будет говорить: «О зачем же я ввел его в этот грех?»
Поистине, Абу Бакр аль-Васити сказал: «Три дела нужно совершать не откладывая: совершение вовремя намаза, погребение мертвого и немедленное покаяние после совершения греха».
Сказал один из мудрецов: «Искренне покаявшегося человека можно узнать по следующим делам: первое - он сохраняет язык от пустых слов и лжи. Второе - в его сердце отсутствует зависть и вражда. Третье - он отстраняется от дурных приятелей. Четвертое - он желает прощения Аллахом его грехов и усердно поклоняется Ему».
Спросили некоторых мудрецов: «Будет ли признак того, что покаяние принято Аллахом?» Они сказали: «Да, существует четыре признака принятия покаяния Аллахом. Первый - отстранение от дурных приятелей и соединение со святыми. Второй - отстранение от скверных деяний и приближение к поклонению Аллаху. Третий - замена в сердце мирских радостей на горесть Ахирата. Четвертый - ненависть к желаниям нафса».
Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся. Кающегося человека Аллах наградит четырьмя караматами. Искренне кающегося человека Аллах сделает подобным безгрешному человеку. Второе, Аллах будет любить его. Третье, он будет сохранен от искушений шайтана. Четвертое, Аллах освободит его от страха до того, как он покинет этот мир. Аллах сказал в Коране:
«На них (несколько раз) нисходят ангелы, говоря: «Не бойтесь, что вас поразит зло, и не печальтесь о благе, которого вы не достигнете, и радуйтесь раю, который вам был обещан в призывах пророков и посланников» («Фуссилат», 30).
Из книги "Танбихуль гафилин"