Фото: gerilya/ shutterstock.com
Начало: Халяль и харам: какие подарки дозволены с точки зрения ислама?
У этого есть четыре причины:
1) Распространение невежества среди торговцев, ремесленников, наемных работников и тех, кто работает с компаньонами.
При таком положении, все эти люди перестают соблюдать необходимые условия, установленные шариатом. Из-за этого их деятельность становится либо противоправной, либо недействительной, либо попадает в категорию макрух. Таким образом, полученная ими прибыль становится харамом, или как минимум полученной не совсем законным путем.
2) Грабежи, воровство, обман и ложные свидетельства, получившие в наше время широкое распространение.
3) и 4) Третья и четвертая причины связаны с изменением веса денег, а так же с товарами продаваемыми на вес.
Как правило в повседневной жизни, а также при заключении сделок в качестве платежного средства используется дирхем (серебряная монета).
Сегодня же вес дирхема уменьшили настолько, что даже четыре монеты не будут равны весу одного шариатского дирхема. Самые жадные и алчные люди из числа неверующих и нечестивцев, стали использовать вместо дирхема другие деньги. Они стали использовать дирхем только в торговле и в займах, и перестали взвешивать его. Тогда как серебро является тем, что по воле Законотворца, должно взвешиваться до самого конца света.
Поэтому данное положение не может меняться под влиянием обычаев. Так как для того, чтобы обычаи и традиции имели силу, обязательным условием является отсутствие канонических текстов. Таково мнение имама Абу Ханифы и имама Мухаммада.
Фото: dtopal/ shutterstock.com
В соответствии с одним из риваятов этого же мнения придерживался и имам Абу Юсуф. В соответствии с другим риваятом имам Абу Юсуф считал, что обычаи и традиции имеют силы и при наличии канонических текстов.
Поскольку до конца света серебро будет оставаться тем, что измеряется на вес, то при осуществлении торговых сделок, а также при займах, необходимо раскрывать вес серебра. Так как в сделках по купле-продаже, а также в других видах повседневных действий, разъяснения суммы денежных средств или их количества, является обязательным условием действительности сделки.
Если вес серебра не будет раскрыт, то сделки по купле-продаже, аренды или займа, будут недействительны.
Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) говорил: «Смешение халяля и харама до той степени, когда их невозможно отделить друг от друга, порождает гибель имущества, с невозможностью его возмещения».
Да, нельзя полностью отвергать то, что невозможно постичь целиком. Самым правильным является избегать всего того сомнительного, что имеет явные признаки запретного. Так же необходимо избегать всех тех, кто известен своими злодеяниями, грабежами, воровством, обманом и лжесвидетельством.
Поскольку в наше время невозможно избежать сомнительного в том, что касается денег и имущества, то следует надеяться на милость Аллаха, что тот, кто проявляет богобоязненность в других вещах, сможет получить свою награду. Так как степень покорности обусловлена возможностями человека.
Фото: Dabarti CGI/ shutterstock.com
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадийя»