4 хадиса, составляющие основу ислама

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обладал качеством «Джавами' аль-калим», то есть, способностью вкладывать глубокий смысл в короткие фразы.

Хадисов им было сказано огромное количество, однако ученые выделяют несколько десятков, которые являются основополагающими в религии Ислам. Так, например, известный ученый, мухаддис, Абу Дауд (да помилует его Аллах) избрал из своего сборника четыре хадиса, разъяснив: «Эти хадисы представляют собой основу религии». Все эти хадисы мы приведем ниже.

1. Передается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Его посланнику переселится к Аллаху и Его посланнику, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Многие мухаддисы, как, например, имам аль-Бухари (да помилует его Аллах), начинают свои сборники именно этим хадисом, что указывает на его значимость.

Намерение – это главный критерий, разделяющий обычные поступки и поклонение. Искреннее намерение в религии – это намерение совершить какое-либо действие ради достижения довольства Аллаха и получения вознаграждения от Него. Искреннему намерению противоречит показуха и лицемерие, первое из которых является великим грехом и малым многобожием, а второе – качеством, не позволяющим человеку принять Ислам и стать счастливым обитателем Рая.

2. От ан-Ну'мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) передается о том, что посланник Аллаха сказал: «Все дозволенное ясно, и все запрещенное ясно, а между ними есть сомнительное, о котором многие люди не ведают. Всякий, кто отстраняется от сомнительного, тем самым оберегает свою веру и свою честь. А всякий, кто совершает сомнительные дела, впадает в грех, словно пастух, пасущий свой скот вокруг заповедного пастбища. Этот пастух близок к тому, чтобы ступить на заповедные земли. Воистину, у каждого царя есть свои заповеди, и заповеди Аллаха Его запреты. Воистину, в теле есть кусочек мяса: если он здоров, то все тело здорово, если же он заболевает, то все тело заболевает. И воистину, это сердце!»

Согласно этому хадису существует три категории дел: дозволенные дела, запретные и сомнительные. Относительно дозволенных дел, как, например, женитьбы, сна, зачатия детей, у людей обычно не бывает сомнений. Многие запреты также известны людям. Что касается сомнительного, то к этому относятся неочевидные в религии вещи, относительно запрета которых ученые имели разногласия. Сомнительные дела лучше избегать, ведь они могут привести к нарушению запретов. Человек, избегающий сомнительных вещей, как сказал Пророк, защищает свою религию и честь.

3 простых совета Пророка Мухаммада ﷺ для тех, кто хочет спастись от огня Ада

3. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прекрасным исповеданием ислама человеком является оставление им того, что его не касается».

Этот глубокий по смыслу хадис объемлет очень многие аспекты в жизни человека. Одним из лучших качеств людей является незаинтересованность в том, что их не касается. Пустые споры, расспросы, шпионаж, бесполезные разговоры – от всего этого только вред для религии человека. Ханбалитский ученый Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах), комментируя данный хадис, сказал: «Человек может достичь полноценности только в том случае, если он оставит запретные и сомнительные дела, а также если станет избегать всего бесполезного, то есть, дел, что его не касаются» («Джами' аль-улюм ва аль-хикам»).

4. Давая наставление одному сподвижнику, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей, и полюбят тебя люди».

Этот хадис является главным хадисом зухда (аскетизма) в религии ислам. Пророк (мир ему) не призывает нас оставить мирские дела и раздать все наше имущество, он предостерегает нас от того, чтобы мы не были рабами нашего имущества. Необходимо также понимать, что наилучшим зухдом человека является отрешение от всего запретного и сомнительного.

Болезни нафса: когда нафс начинает контролировать хозяина?

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle