Жизнь Пророк Мухаммада (мир ему) - это самый лучший пример веротерпимости, добра и милосердия. На протяжении всей своей жизни он давал множество советов и наставлений для мусульман. В этой статье мы рассмотрим только несколько из них.
1) Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Господь мой заповедал мне быть размышляющим [созерцательным], (чего я советую и вам). [1]
Из всех созданий Всевышний именно человека наделил уникальной способностью - мышлением. Конечно, помимо людей и джиннов, мыслительная деятельность на разных уровнях характерна и другим творениям, она носит название «севк-и табии». Такого вида разум необходим им для существования и жизненной деятельности. Как, например, животным необходимо отыскать добычу, защитить себя и т.д.
Человеку же способность мыслить дарована для того, чтобы совершая поклонения, стать праведным рабом, приблизиться ко Всевышнему. Таким образом, мыслительная деятельность, как милость Аллаха, заложена в человеке не для того, чтобы пользуясь, преуспеть в земной жизни, а использовать данный «подарок» в достижении высоких целей.
Расходуя из дарованного Всевышним, человек либо возвышается, используя блага должным образом, либо, увы, может причинить себе вред.
Неспроста Всевышним в Коране довольно часто упоминается: «О, уверовавшие», «Неужели они не осознают?», «В этом истина для размышляющих…».
Например:
«Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом» (Сура «ар-Рум», 30/8).
«Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (Сура «Пещеры», 18/15).
2) Поминайте Аллаха
Продолжая свою пророческую миссию, Пророк Мухаммад (мир ему) наставлял:
«Господь мой повелел мне, чтобы мой разговор был напоминанием, (чего я советую и вам)».
Человек, по своей природе, чувствует необходимость вспоминать, упоминать в своем разговоре тех людей, которых он любит, те вещи, к которым он неравнодушен и т.д. Хорошо бы в своих речах почаще упоминать Всевышнего, пророков, ведь, чем больше мы познаем сами и делимся полезным с другими, тем больше, по воле Всевышнего, мы укрепляемся в своей вере.
Поминать Всевышнего, это означает повторять Его Имя, проговаривая про себя. Это означает осознанно, сознательно «расположить» Его в своем сердце.
Как красиво сказано в одном аяте:
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Сура «ар-Рад», 13/28).
Как повествовала мать всех правоверных Айша (р.а.), наш Пророк (мир ему) всё время совершал зикр.
Однажды у Айши (р.а.) спросили:
«Поведай нам о самых удивительных (шокирующих) событиях Пророка (мир ему) свидетельницей которым стала ты».
Айша (р.а.) прослезилась и сказала:
«Мы приготовились ко сну. Случайно я задела его и он (мир ему) сказал:
«О, дочь Абу Бакра, не задевай меня! Я совершаю поклонение (зикр) моему Господу».
На что я ответила:
«Мне приятно время провождение возле тебя, но я предпочитаю повиноваться твоим повелениям».
Он встал, отправился брать полное омовение. Черпая воду, он не расточительствовал ею. Затем он начал совершать намаз и заплакал так, что слезы скалывались на его грудь. Затем совершив рукуъ, он опять заплакал. То же самое совершилось и после земного поклона. Это продолжалось вплоть до самого утра. А как настало время утреннего намаза, пришел Биляль. Прозвучал азан. Тогда я сказала:
«О, Посланник Аллаха! По какой причине ты так много плакал? Аллах ведь простил все твои прошлые и будущие грехи».
Пророк (мир ему) ответил:
«Почему бы мы не быть рабом, воздающим хвалу Аллаху? Почему бы не мне произнести эту похвалу?»
Так же Аллах ниспосылает в Коране:
«Он сказал: "Господи! Покажи мне знамение". Он (Аллах) сказал: "Твое знамение будет в том, что ты будешь три дня разговаривать с людьми только знаками. Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром"» (Сура «аль-Имран», 3/41).
«… Не забывайте обращаться к Аллаху, восхвалять и благословлять Его. Вспоминайте и восхваляйте Аллаха, стоя, сражаясь, сидя и лёжа…» (Сура «Женщины», 4/103).
Всевышним указывается, что человеку во избежание невнимательности, беспечности и неосторожности необходимо совершать зикр.
Тот, в чьем сердце таится искреннее поминание и благодарность Всевышнему, из уст того не вырвется грубое слово, не совершится мерзкий поступок, не будет оказана жестокость. Тот, кто занимает своё сердце совершением зикра, стремится быть искренним, жизнь того и будет совершенствоваться. К тому же, Пророк (мир ему) говорил:
«Совершающий зикр и непоминающий Имя Аллаха подобны живому и мертвому. В этом их отличие» (Бухари, «Даават», 66).
3) Из всего извлекайте уроки…
Третий совет Пророка (мир ему) звучит так:
«Господь мой приказал моему взгляду быть назидательным [извлекать уроки, назидания], (чего я и вам советую)».
Одно из значений арабского слова «Рабб» означает - «воспитатель». На самом деле, Аллах воспитывает нас посредством событий, происходящих с нами.
Человек – существо, которому свойственно совершать грехи, расскаиваться. Любая ошибка, как таковая, должна быть совершена единожды, т.к. один лишь её факт уже должен был чему-то научить человека. А это означает, что если действие было совершено неправильно, то нужно сделать какие-либо изменения.
Задев чьи-либо чувства, самое главное - не стесняйтесь просить прощения. Учитесь в том числе и на чужих ошибках, так вы сможете избежать и своих собственных.
«Следуйте тому, истинность чего предельно ясна; отдаляйтесь от того, ложность чего очевидна; обращайтесь к знающему в том, в чём есть сомнения».
В аятах ниже, внимание человека обращается на то, чтобы человек помнил об участи предыдущих поколений, зная о Величии и Всемогуществе Всевышнего:
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы?» (Сура «Покрывающее», 88/17-20).
«Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец их предшественников?..» (Сура «Мухаммад», 47/10).
__________________________________________
[1] - Ибрагим Джанан, «Энциклопедия хадисов», XVI, 252, хадис №: 5838.
Islam-today