3 особенности поведения истинного мусульманина

«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (сура «Лукман», аят 17)

В этом кораническом аяте приводится часть наставлений, когда-то высказанных мудрецом Лукманом (а.с.) своему сыну. Эти включенные в слово Аллаха наставления, хотя и представляют из себя назидания одного из пророков своему потомству, но по сути они обращены ко всему человечеству. Эти имеющие жизненно важный смысл назидательные изречения касаются действий, от которых человек не может отказаться. Ведь в аяте речь идет о повелении совершать намаз, призывать людей к добру и воспрепятствовать злу, о необходимости проявлять терпение и стойкость перед возникающими трудностями. На этих трех важных составляющих человеческого поведения отражается общее осознание рабского служения своему Господу.

Совершением намаза человек исполняет свою обязанность перед Аллахом. Во многих аятах Священного Корана содержится повеление читать намаз, а оставление намаза находится среди запретов. Как религиозная необходимость, намаз является мираджем верующего и средством для достижения им духовных высот. Именно из-за такой особенности намаза, пророк Ибрахим (а.с.) просит Господа сделать его самого и свое потомство совершающими намаз, тем самым он указывает, насколько важен намаз: «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (Сура «Ибрахим», 14:40).

Также в 132-м аяте суры «Та-ха» содержится такое повеление: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью».

Итак, в приведенном в качестве темы аяте и во многих подобных аятах часто говорится о намазе, что указывает на то, насколько важным видом поклонения он является. Чтение намаза – это вершина преданного служения человека своему Господу и исполнения своего долга перед Аллахом.

В комментируемом аяте также сказано о необходимости повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Каждый человек по своей природе нуждается в совершении хороших поступков, в постоянном испытании положительных эмоций и переживаний. Человеческая натура противится всему плохому, мерзкому и греховному. Добрые и красивые слова и поступки приносят радость и спокойствие человеку и обществу. Из них образуется справедливость. Поэтому в призыве людей к добру содержится абсолютная польза людям и всему живому.

А злодеяния нарушают общественный покой, создают в человеческой душе беспокойство. Приносящие вред плохие поступки никому не могут понравиться. Однако часть людей из-за своей бессознательности и отсутствия культуры бывают лишены всего доброго и красивого. Поэтому для сохранения счастья и спокойствия личности и общества необходимо, чтобы обладающие знаниями люди объясняли другим, что является добром и истиной, и в чем заключается зло, неправда и несправедливость.

Обо всем этом говорится во многих аятах Корана. В частности, в 104-м аяте суры «Али Имран» сказано о том, что рецепт к спасению заключается в призыве людей к сознательности: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими».

Одно из самых важных требований нашей религии – это постоянное приобретение знаний. И это такая обязанность, на которую мусульманин должен всегда обращать внимание.

Люди, не обладающие знаниями, могут совершить любую ошибку и любой грех, поэтому Всевышний Аллах повелевает держаться подальше от невежд. В 199-м аяте суры «Аграф» говорится: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд».

В качестве третьей важной составляющей поведения истинно верующего человека в рассматриваемом аяте приведено требование: «Терпеливо сноси все, что постигает тебя». Человек должен понимать, что все выпадающие на его долю бедствия являются божественным испытанием, и стойко переносить их. Нужно уметь противопоставить всем бедам силу терпения и стойкости.

Ведь терпеливость (сабр) – это способность стоять прямо при любом негативном стечении обстоятельств, стойко принимать все, что выпало на твою долю. Тех, кто в своей жизни перенес много бед и несчастий, Аллах щедро вознаградит за терпение.

Аят завершается словами: «Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость». Тем самым указано, что эти положительные действия, являющиеся составными частями образцового поведения, свидетельствуют о зрелости личности с точки зрения религии, и надо проявлять постоянство и решимость в совершении таких поступков.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Социальные комментарии Cackle