3 человека, над которыми смеется шайтан

Передано от Му'аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Не призываю ли я вас к благодеяниям?». Я сказал: «Да». Пророк (мир ему) сказал: «Пост является щитом от наказания Аллаха. Садака является доказательством. А совершение молитвы в середине ночи рабом Аллаха тушит каждое прегрешение».

Передано от Абу 'Убайда (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему) сказал: «Пост будет щитом от наказания Аллаха, если только пост не будет порван сплетнями».

Факих со своим иснадом передал от 'Айсы бин Ахмада. Хасан сказал: «Четыре вещи являются продуктами ахирата: ураза (пост) - здоровье тела; садака - занавес между человеком и огнем Ада; намаз - близость раба к своему Господу; слезы - очищение от грехов».

Факих сказал: «Было сказало: «Сущность покорности в трех вещах: страхе, надежде и любви. Признаком  страха является удалённость от харама. Признаком надежды является привязанность к покорности. Признаком
любви является стремление и увеличение веры (надежды).

Сущность греха также в трех вещах: высокомерии, жадности (ненасытности) и зависти. Сначала высокомерие проявилось в иблисе. Ему было приказано совершить саджда (земной поклон) Адаму из уважения к нему. Но он возгордился и не преклонился, так что превратился в маль'уна (проклятого).

Жадность (ненасытность) сначала проявилась в Адаме (мир ему), который навечно хотел остаться в раю, однако он протянул руку к запрещенному Аллахом дереву и поэтому был изгнан из рая.

А что касается зависти, то впервые она проявилась в Кабиле сыне Адама. Он из зависти убил своего родного брата и был ввергнут в Ад. Поэтому каждому является обязательным сохранять себя от греха, стараться в покорности Аллаху и искренне поклоняться Ему».

Передано от Пророка (мир ему). Он сказал: «У того, кто искренне будет поклоняться Аллаху ради Его довольства в течение сорока дней, из сердца к языку потекут ручьи мудрости».

Было сказано: «Три человека в своих сердцах выращивают гнев, делают себя проклятыми и рушат то, что построили. Первый - это человек, который занимается обвинением людей. Второй - человек, который восхищается самим собой. Третий - человек, который совершает деяния ради рия (притворство).

И три человека в своих сердцах выращивают любовь, наследуют для себя степень и силу среди обитателей небес. Первый - обладатель благонравия. Второй - совершающий деяние ради Всевышнего Аллаха. Третий - снисходительный (скромный) человек».

Передано от 'Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Требуйте отчёт у собственной души до того, как потребуют отчёт от вас, ибо тому, кто требует отчёт у самого себя (до отчёта в другом месте и в другое время), расчёт в День воскресения облегчится. Взвешивайте свои души до того, как будут взвешивать ваши деяния. Готовьтесь к Судному дню.

«В тот День вы предстанете перед Аллахом для расплаты, и не одна из ваших тайн, которые вы скрываете, не утаится»1.

Передано от Яхья бин Му'аза, который сказал: «Люди делятся на три группы. Одна группа готовится к ахирату, и их не отвлекает имущество этого мира. Другую группу имущество отвлекает от приготовления к ахирату. Третья группа занимается приготовлением к ахирату и своим имуществом. Степень первой группы - это степень великих и ’абидов. Степень второй группы - это степень тех, кто погибнет. Степень третьей группы - это степень рискованных людей».

Передано от Хатима Захида. Он сказал: «Ценность четырех вещей знают только четыре человека: молодые не знают ценности своей молодости, её знают только пожилые. Люди не знают ценности радости, её знают только те, к кому пришло несчастье. Люди не знают ценности здоровья, её знают только больные. Люди не ценят жизнь, её ценность знают только мёртвые».

Факих сказал: «Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сначала воспользуйся пятью благоприятными возможностями перед пятью тяготами: молодостью перед старостью; здоровьем перед болезнью; богатством перед бедностью; свободным временем перед работой, жизнью перед своей смертью».

Человеку нужно ценить свою жизнь и знать, что каждый час его жизни является для него 'аниматом (богатством). Он должен подумать: «Каким же мое состояние будет через час?» - и размышлять о сожалениях покойных. Они (покойные) желают времени, хотя бы для совершения намаза в два рака'ата или для произнесения слов: «Ля иляха илля Ллаху». Если ты достиг этого времени, то старайся поклоняться Всевышнему Аллаху, пока к тебе не пришло время горя и сожаления.

Спросили у Хатима: «На чем основывается твое деяние?». Хатим ответил: «Основывается на четырех вещах. Во-первых, я знаю, что пропитание, предназначенное для меня, не будет дано никому, кроме меня так же, как пропитание других не будет для меня. Я верю в это. Во-вторых, я знаю, что на меня возложен фард. Никто не сможет совершить этот фард за меня, поэтому я занят этим фардом. В-третьих, я знаю, что за мной всегда наблюдает Всевышний Аллах, и поэтому я стыжусь Его. В-четвертых, я знаю, что есть тот, кто торопит меня. Однако я тороплю его сам».

Факих сказал: «Торопиться к смерти - значит совершать благодеяния и отстраняться от запрещенных Аллахом деяний, обращаться к Аллаху с мольбами, чтобы Он сделал конец лучшим».

Один из мудрецов сказал: «Раб божий не испытает сладости поклонения до тех пор, пока не приступит к 'ибадату (поклонению) с намерением, не будет знать, что все блага только от Аллаха, и не будет совершать деяния со страхом в сердце и искренностью. Если приступит к поклонению с намерением, то он узнает, что Аллах сделал его благоприятным к этому деянию. Если будет знать, что блага от Аллаха, то он приступит к поклонению, благодарствуя Аллаха, и тогда ему будет оказана милость Аллаха. Ибо Аллах Всевышний сказал:

«Если вы будете благодарны Мне за милости, которые Я оказал вам, Я окажу вам ещё больше милости. А если вы не будете благодарны за милости, то Я мучительно накажу вас. Поистине, неверным будет великое наказание от Меня»2.

Если раб божий будет совершать деяние с боязнью в сердце, то для Всевышнего Аллаха ваджибом (обязательным) будет вознаградить такого раба. Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, у Аллаха не пропадает воздаяние для тех, которые творят добро!»3.

Награда в этом мире - это ощущение сладости поклонения. А награда в ахирате - рай. Если он совершит деяние с искренней душой, то Аллах Та'аля примет у него это деяние. Признаком того, что деяние принято Аллахом является то, что Аллах Та'аля делает его соответствующим к поклонению».

Было сказано: «У поддающегося обману три признака. Во-первых, он собирает то, что не следует за ним. Во-вторых, он имеет много грехов, которые ведут его к гибели. В-третьих, он удалён от деяний, которые спасают его».

У возвращающихся к Аллаху Та'аля, то есть тех, чьи деяния принимаются, три качества. Первое - использование сердца для размышления. Второе - использование языка для зикра. Третье - использование тела для работы.

Один из мудрецов сказал: «Знай, что над тем, кто претендует на три вещи без трех вещей, смеется шайтан. Первый - тот, кто, возлюбив этот мир, претендует на совершение зикра Всевышнего Аллаха. Второй - тот, кто без долгого беспокойства претендует на довольство Аллаха. Третий - тот, кто, возлюбив похвалы людей, претендует на искренность».

_________________________________________

1. Сура "Аль-Хакка", 18 аят.

2. Сура "Ибрахим", 7 аят.

3. Сура "Ат-Тауба", 120 аят. 

 

Из книги "Танбихуль-гафилин"

Социальные комментарии Cackle