Вера – самое ценное, что может быть в человеке. Без веры ни одно сокровище этого мира не сможет принести пользу и привести человека к истинному счастью. Нет спасения от гнева и наказания в будущей жизни без веры, поэтому первое, о чем должен беспокоиться человек, – это его вера.
В этой статье мы подготовили для вас 19 важных вопросов об имане (вере) и акыде с подробными ответами на каждый из них.
«Асма-уль-хусна» с арабского языка переводится как «прекрасные, красивые имена». Всевышний Аллах говорит: «Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый» (аль-Хашр, 24).
«Аллах – Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена» (Та Ха, 8).
Имен Аллаха, упомянутых в Коране и сунне, девяносто девять. Также именно на эту число указывает хадис, в котором Пророк (с.а.с.) говорит: «Воистину, у Аллаха девяносто девять имён, сто без одного. Каждый, кто запомнит их — войдёт в Рай».
Мусульманин обязан верить в каждый из имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Следует также обращаться к Нему в мольбах, упоминая Его прекрасные имена:
«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (аль-А'раф, 180).
«Исм-у А'зам» переводится как «самое великое имя». Этот термин используется учеными ислама для обозначения некоторых имен Аллаха. Безусловно, все имена Аллаха прекрасны, однако согласно мнению ряда ученых, некоторые Его имена имеют особенности и достоинства, которых нет у других. В некоторых хадисах Пророка (с.а.с.) рассказывается о самом великом имени Аллаха (исм-у а'зам), посредством которого следует обращаться к Аллаху, и благодаря чему Он не отвергает мольбу.
Необходимо отметить, что ни один ученый не может сказать, какой из имен Аллаха является самым великим. Кто-то предполагает, что это «Аллах», кто-то упоминает в качестве самого великого имя «ар-Рахман» (Милостивый) или «ар-Рахим» (Милосердный), а другие, опираясь на хадисы, говорят, что самыми великими являются имена «аль-Хайю, аль-Кайюм» (Живой, Вседержитель).
В одном достоверном хадисе посланник Аллаха (с.а.с.) изрек: «Есть более 70 ветвей веры. Высшая – это свидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Низшая – это убрать преграду с дороги. Скромность – также от веры».
Одной из обязанностей родителей является наречение ребенка красивым именем. Посланник Аллаха (с.а.с.), сообщив о том, что людей в Судный день будут звать по их именам, сказал: «Нарекайте своих детей красивыми (благими) именами» (Абу Дауд).
Среди 99 имен Аллаха есть такие, которыми нельзя нарекать людей, а есть и такие, в наречении которыми нет ничего греховного. Например, имена «Карим» (щедрый), «Лятиф» (любезный, мягкий) имеют хороший смысл и прекрасно подходят в качестве имени для ребенка. Однако следует помнить об одном важном правиле: нельзя использовать в отношении людей имена Аллаха, повторяя их точь в точь (то есть, с определенным артиклем «аль»). Следует ставить перед именем слово «Абд», например, Абд аль-Карим, или же нужно использовать без артикля, то есть, говорить «Карим», а не «аль-Карим».
Нужно также помнить хадис, в котором Пророк (с.а.с.) назвал самые любимые имена перед Аллахом: «Наиболее любимые имена у Аллаха это Абдуллах и Абд ар-Рахман» (Муслим).
Ученые старались избегать обсуждения подобных вопросов. Они верили в важное правило акыды: Аллах существует без места, образа и подобия. Абу Ханифа (р.а.) в своих рассуждениях о вопросе: «Где Аллах?» отмечает: «Если кто-либо спросит: «Где Аллах?» – нужно ответить: «Был Аллах, и не было места, когда Он создавал творения. Был Аллах, и не было «Где», и не было творений, и не было ничего. Он – Творец каждой вещи» (аль-Фикх аль-Акбар»).
Люди пытаются познать Аллаха своим разумом и судят о Нем, опираясь на свои знания, ограниченные законами бренного мира. Они забывает, что Аллах создал эти законы, и что эти законы Его никак не ограничивают и ничем не обязывают.
Имам Ибн аль-Джаузи, передавая слова имама аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля (р.а.), пишет: «Мы не говорим о том, что у Творца есть направление» («Даф'у аш-шубухат»).
Домом Аллаха в исламе называется Кааба. Иногда Кааба называется просто домом. Аллах в Коране говорит:
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакара, 125).
Кроме дома, Аллах относит к Себе и другие вещи. Например, верблюдица Аллаха (дарованная пророку Салиху), религия Аллаха, Книга Аллаха и так далее. Это отношение является лишь указанием на достоинство и величие, но ни в коем случае не означает, что Аллах живет в определенном доме, или что Он находится в определенном месте, ведь Он существует без места и образа. Об этом мы говорили выше.
Ангелы – незримые для людей существа, существования которых нельзя доказать эмпирическим путем. Поэтому это остается вопросом веры. Однако же нельзя утверждать, что невозможность доказать существование ангелов научным путем позволяет мусульманину отрицать их. Об ангелах говорится в Коране и сунне – главных источниках ислама, сообразно которым мусульманин строит свои убеждения.
Всевышний Аллах говорит:
«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает» (Фатыр, 1).
Посланник Аллаха (с.а.с.) в одном своем достоверном хадисе сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам сотворен из того, что было описано вам» (Муслим).
Это благородные ангелы, которые записывают деяния людей: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают о том, что вы совершаете» (аль-Инфитар, 10-13).
Этих ангелов также называют «хафаза» (хранители) и «Ракиб и Атид». Некоторые ученые считают, что в Судный день они будут сопровождать людей:
«И подуют в Рог. Это – День угрозы! И каждая душа явится вместе с погонщиком и свидетелем» (Каф, 20-21).
Один из них будет гнать человека к месту сбора, а другой будет свидетельствовать о его деяниях.
Коран является последним Писанием Аллаха людям, которое Он обязуется сохранить в неизменном виде до Судного дня:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 9).
Это обещание Всевышнего Аллаха является для мусульман самой надежной гарантией.
Со времен Адама (а.с.) и до последнего посланника Мухаммада (с.а.с.) было ниспослано множество пророков и посланников. Всевышний изрек: «Мы уже отправляли до тебя посланников к прежним общинам» (аль-Хиджр, 10).
В другой суре Аллах сообщил, что отправил пророков к каждому народу: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих» (ан-Нахль 36).
Опираясь на хадисы, ученые утверждают, что всего к людям было отправлено около 124 тысяч пророков. Из них только 25 упоминаются в Священном Коране.
Продолжение следует…
Islam-Today