Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com
Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм. Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари».
Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: «Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону»
От Абу Хурайры: «Если бы ансары вошли в какую-либо долину или поднялись в гору, я непременно последовал бы по их пути в эту долину или на эту гору. Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров».
От аль-Бара’: «Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их. Кто любит их, того любит Аллах, а кто их ненавидит, того Аллах возненавидит».
От Анаса: «Пророк ﷺ увидел женщин и детей (ансаров), которые возвращались со свадьбы. Он встал во весь рост и трижды сказал: «О Аллах, будь свидетелем, вы – среди самых любимых для меня людей!»
От Анаса: «Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, для меня вы – самые любимые люди!»
От Зайда ибн Аркама: «Ансары сказали: «О Посланник Аллаха, у каждого пророка были последователи, а мы последовали за тобой, так обратись же к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к нам и наших последователей!» И Пророк ﷺ обратился к Аллаху с мольбой об этом».
От Абу Хумайда: «Поистине, к числу лучших домов ансаров относятся дом Бану ан-Наджжар, потом Бану ‘Абд аль-Ашхаль, потом дом Бану аль-Харис, а потом Бану Са‘ида, но благо есть во всех домах ансаров». А потом мы подошли к Са‘ду ибн ‘Убаде, и Абу Усайд сказал ему: «Разве ты не знаешь, что, сравнив между собой дома ансаров, Пророк ﷺ отвел нам последнее место?» После этого Са‘д встретился с Пророком ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха, при сравнении между собой домов ансаров нам было отведено последнее место!» Пророк ﷺ сказал: «Разве недостаточно вам быть среди лучших?!»
Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com
От Анаса ибн Малика: «После моей смерти вы столкнетесь с тем, что другим будут отдавать предпочтение перед вами. Проявляйте терпение до тех пор, пока вы не встретитесь со мной после смерти, ведь вам обещано место у Хауда (водоема на месте сбора в Судный день!)»
От Абу Хурайры: «К Пророку ﷺ пришел какой-то человек, и Пророк ﷺ послал кого-то к своим женам (cпросить, нет ли какой-нибудь еды для голодающего – прим.), но все они ответили: «У нас нет ничего, кроме воды!»
Тогда Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один изансаров откликнулся: «Я», – и отвел его к своей жене и сказал: «Окажи уважение гостю Посланника Аллаха ﷺ». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы желая поправить светильник, и погасила его.
Затем они стали делать вид, что едят, и когда гость поел, легли спать голодными. На утро ансар пришел к Посланнику Аллаха ﷺ, который сказал: «Этой ночью Аллах улыбнулся (Засмеялся. И это нельзя понимать буквально. Сам имам Бухари толковал смех Аллаха как Его милость. Имам аль-Хаттаби писал: «Смех тут – сообщение о Его довольстве и награде для Своего раба». Это допустимое метафорическое толкование. И смех означает проявление Его благородности в отношении раба, Его милости к нему и одобрения («ат-Танзих» Ибн Джама‘а) - прим.) (или ему понравилось) тому, что вы сделали!» А потом Аллах ниспослал аят:
«…Они ставят их выше себя (отдают им еду, а сами остаются голодными), даже если сами нуждаются. А защищенный от скупости преуспеет» (Аль-Хашр, 9).
Из книги «Зубдатуль-Бухари»