Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм.
Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: «Дозволенное ясно, и запретное ясно, а между ними – сомнительное»
От ‘Аиши: «‘Утба ибн Абу Ваккас дал своему брату, Са‘ду ибн Абу Ваккасу, да будет доволен им Аллах, поручение, сказав: «Сын рабыни Зам‘а – от меня, возьми же его под свою опеку». И в год открытия Мекки Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, взял его и сказал: «Это сын моего брата, поручившего мне взять его». Тогда ‘Абд ибн Зам‘а встал и сказал: «Это мой брат и сын рабыни моего отца, рожденный в его постели», – после чего оба они пошли к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Са‘д сказал: «О Посланник Аллаха, это сын моего брата, который поручил мне забрать его».
‘Абд ибн Зам‘а сказал: «Это – мой брат и сын рабыни моего отца, рожденный в его постели». Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Он твой, о ‘Абд ибн Зам‘а». Затем Пророк саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Ребенок относится к постели, а прелюбодею – побивание камнями!» Далее Пророк саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал своей жене, Сауде бинт Зам‘а: «Закрывайся от него», – поскольку увидел, что юноша действительно похож на ‘Утбу, и тот до самой своей смерти больше не увидел ее».
От ‘Аиши: «Люди сказали: «О Посланник Аллаха, нам приносят мясо, а мы не знаем, произносили над ним (во время забоя) имя Аллаха или нет». Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям ответил: «Произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его».
От Абу Хурайры: «Придет для людей время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он приобрел».
От аль-Бара’ ибн ‘Азиба и Зайда ибн Аркама: «При жизни Посланника Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям мы были купцами и как-то спросили Посланника Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям об обмене (золота на серебро). Он ответил: «Если обмен из рук в руки, то в этом нет ничего плохого, а если обмен с отсрочкой, то нельзя».
От Анаса ибн Малика: «Кто хочет, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлен, тот пусть поддерживает связи с родственниками».
От Анаса: «Он отнес Пророку саллаллаху ‘алейхи ва саллям ячменный хлеб с прогорклым маслом. Что же касается Пророка саллаллаху ‘алейхи ва саллям, то он заложил свою кольчугу одному иудею в Медине, взяв у него (под залог кольчуги) ячмень для своей семьи. «Не осталось у семьи Мухаммада ни одного са‘ пшеницы и ни одного са‘ другого зерна, хотя у него на попечении девять жен».
От Аль-Микдама: «Никто и никогда не ел ничего лучше еды, на которую заработал своими руками! Поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками».
От Джабира ибн ‘Абдуллаха: «Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата долга!»
От Хузайфы: «Ангелы забрали дух человека из живших до вас, и спросили его: «Совершил ли ты что-нибудь доброе?» Он ответил: «Я всегда приказывал своим слугам давать отсрочку бедному (должнику) и проявлял снисходительность к обеспеченному». И Аллах простил его».
От Хакима ибн Хизама: «У покупателя и продавца остается выбор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом). Если оба они были правдивы и разъясняли недостатки товара и условия сделки, сделка их будет благословенной. А если они скрывали что-то и лгали друг другу, то благодать их сделки будет уничтожена».
От Абу Са‘ида: «Обычно нам выдавали финики вперемешку, а мы отдавали по два са‘ этих фиников за один са‘ лучшего качества. Но затем Пророк саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Нельзя менять два са‘ на один и два дирхема за один».
От Абу Хурайры: «Ложная клятва помогает продажам, но уничтожает благодать».