Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм.
Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: за этого покойного Пророк ﷺ отказался совершать намаз
От Салямы ибн аль-Аква‘а: «Однажды Пророк ﷺ сказал: «Через три дня в доме того из вас, кто принесет жертву, ни в коем случае ничего не должно оставаться!»
На следующий год люди спросили: «О Посланник Аллаха, следует ли нам поступить так же, как и в прошлом году?» – и на этот раз он сказал: «Ешьте, кормите и запасайтесь мясом, ведь, поистине, прошлый год был для людей тяжелым, и я хотел, чтобы вы помогли нуждающимся».
От ‘Ади ибн Хатима: «Если ты спустишь свою собаку, произнеся над ней имя Аллаха, а она схватит дичь и убьет ее, можешь есть, а если она успеет съесть что-нибудь от нее, то не ешь, ибо это значит, что она схватила ее для себя. Если в охоте будут участвовать еще и собаки, над которыми имя Аллаха произнесено не было, и они схватят дичь и загрызут ее, тоже не ешь, ибо ты не знаешь, какая из них ее убила. Если ты поразишь дичь стрелой и найдешь ее через день или два дня, не обнаружив на ней ничего, кроме следа от своей стрелы, то можешь есть, если же она обнаружится мертвой в воде, то не ешь».
От ‘Ади ибн Хатима: «Однажды я задал Пророку ﷺ вопрос о дичи, убитой с помощью ми‘рада (стрела без оперения и без наконечника, но с заостренным концом древка), и он сказал: «Можете есть дичь, убитую его острым концом, что же касается дичи, убитой его древком, то это – вакиз (все, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу)».
И я задал Пророку ﷺ вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он сказал: «Можешь есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному животному, если же ты обнаружишь со своей собакой (или своими собаками) другую собаку (имеется в виду такая собака, над которой не произнесли имя Аллаха, прежде чем спустить ее на дичь - прим.), и у тебя возникнут опасения, что и она принимала участие в охоте вместе с твоей и загрызла эту дичь, не ешь то, что она загрызла, ибо ты произнес имя Аллаха только над своей собакой, спуская ее на дичь, и не произносил его над другой собакой».
От Абу Са‘ляба аль-Хушани: «Пророк ﷺ сказал: «Ты можешь есть дичь, которую ты добыл с помощью своего лука, произнеся перед выстрелом имя Аллаха, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей обученной собаки, произнеся имя Аллаха над ней, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей необученной собаки, если успеешь добраться до нее, прежде, чем животное испустит дух, и зарезать его, произнеся над ним имя Аллаха».