Для муджтахидов существует четыре источника религиозных знаний: Коран, Сунна, Иджма (согласованное мнение муджтахидов первых трех поколений) и Кыяс (сопоставление аналогий). Источниками знаний для обычных мусульман являются фетвы муджтахидов. Если какой-либо современный муфтий будет давать фетвы, не соответствующие иджтихаду ни одного из муджтахидов сохранившихся до нашего времени 4-х религиозно-правовых школ – мазхабов, то и фетвами они не будут считаться.
В книге «Ас-Савад-уль-А’зам» имама аль-Хакима ас-Самарканди рассмотрено 61 положение, составляющие Основу Вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Приводя в качестве эпиграфа известное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о 73-х направлениях Ислама, имам пишет, что для того, чтобы быть причисленным к общине Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, мусульманин должен принять сердцем 61 положение вероучения. В этой части мы приводем 10 из них:
1. Вопрос о Собственной Вере.
Мусульманин не должен сомневаться в том, что он - Верующий (Му’мин). Так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние”. (49: 15).
2. О Грехе.
Верующий, являющийся Грешником, остается Верующим (Му’мин) до тех пор, пока не станет утверждать, что совершенные им действия не являются грехом. Если кто-либо, будучи мусульманином, назовет другого мусульманина Неверующим, то сам становится таковым.
3. О Добре и Зле.
Добро и Зло появляется лишь в том случае, если они Предопределены (Такдир) Всевышним Аллахом. Это положение является Шестым Условием Веры и было высказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
4. О Не Сотворенности Корана.
Священный Коран не является творением (махлюк) так как настоящий смысл Корана является Словом Аллаха. Тот, кто утверждает, что Коран сотворен, впадает в куфр (неверие). Сказано в хадисе:
“Придет для моей уммы такое время, когда некоторые будут говорить, что Коран является творением (махлюк). Если кто-либо доживет до того времени, пусть не вступают с ними в словесную перебранку и не общается с ними, так как они своим утверждением входят в куфр против Аллаха. Они не смогут войти в Рай, не почувствуют его запаха”.[«Ас-Савад-уль-А’зам»].
5. О Мучениях в Могиле.
Мусульманин должен верить, что мучения в могиле действительно существуют. Сказано в хадисах: “Могила может быть или одним из райских садов, или же одной из огненных ям”.
“Того, кто будет каждую ночь читать суру 67 - “Мульк”, Всевышний Аллах отдалит от мучений в могиле”. [Байхаки, Ша’рани].
«Умерший в пятницу или в ночь на пятницу, избежит мучений в могиле» [Тирмизи, Абу Нуайм]. «Милостыня убережет от мучений в могиле» [Байхаки].
«В большинстве случаев причиной мучений в могиле будут брызги мочи (попавшие на мусульманина) [Ибни Маджа, Насаи, Хаким, Даре Кутни].
«Не почувствует мучений в могиле тот, кто умер будучи в дозоре ради Аллаха». [И. Ахмад].
6. О Заступничестве Пророка (Шафаат).
Мусульманин должен верить, что в Судный День Пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступником. Так как сказано было им:
“Мое заступничество для тех в моей умме, у которых большие грехи”.
7. О Ми’радже (Вознесении Пророка, мир ему и благословение Аллаха).
Мусульманин должен верить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был при Ми’радже Вознесен до самого Арша. Это подтверждается Кораном в айатах 2-18 суры 53 – "Нэджм".
8. О Спросе в Судный День.
Верующий (Му’мин) обязан верить в Судный День. Он должен знать, что в День Суда с него будет Спрос. Кто усомнится в этом, тот отделится от Ислама.
9. О Самых Достойных Сподвижниках.
Мусульманин должен верить, что после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), самыми достойными благости Аллаха среди его Сподвижников были (в порядке перчисления) хазраты: Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах). Сказано в хадисе:
“После меня в этой умме самыми достойными являются (в порядке перечисления) Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Не говорите о них плохо. Не говорите ничего, кроме хорошего и не будете в числе несчастных”.[«Ас-Савад-уль-А’зам»].
10. О Степени Пророков.
Мусульманин должен верить, что Степень Пророков выше степени праведников (аулия). Сомневающийся в этом, отделился от истинного пути.
Из книги "Люди сунны и согласия"