Углубление межконфессиональных разногласий в странах Арабского Востока
Всплеск политической нестабильности, повлекший за собой крушение ряда авторитарных режимов, привел к угрожающему росту политической, идеологической и конфессиональной разобщенности в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Особое значение в этой связи приобретает обострение межконфессиональных отношений, так как религиозная принадлежность традиционно играет особую роль на ближневосточной политической арене и культурной карте. Можно выделить несколько далеко не новых «проблемных зон», пролегающих по линии конфессионального разлома, ставшего, с началом «арабской весны», еще более глубоким.
Одна из них, по мнению старшего аналитика центра FRIDE Б. Микаила – это соперничество суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана. Также можно отнести сюда и другие монархии Персидского залива, поскольку рост влияния Тегерана, обусловленный сильными позициями в пост-Саддамовском Ираке, связью с сирийским правительством и ливанской Хезболлой несет реальную угрозу и их интересам.
Это стало одной из причин геополитических изменений в регионе. Именно активность Ирана на марокканском и иорданском направлениях заставила Саудовскую Аравию и Бахрейн пойти на расширение рядов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, предложив Марокко и Иордании вступить в ССАГПЗ, оформив, таким образом, выражаясь словами А. Игнатенко, «священный союз арабских монархий».
Другая «проблемная зона» - современный Ирак, где рост этноконфессиональнй напряженности был вызван свержением Саддама Хуссейна силами Западной коалиции в 2003 году. Сложный конфессиональный состав населения вкупе с давней проблемой курдов привел к тому, что сунниты Ирака оказались, по сути, между молотом и наковальней, в условиях подъема национального движения курдов на севере Ирака и всплеском радикализма на шиитском Юге.
Нельзя не упомянуть и Сирию, где, по-мнению все того же Б. Микаила, основной конфликт разгорелся между суннитами и алавитами.
Межконфессиональные трения вызывают особые сложности, в случае, когда пестрый этноконфессиональный состав населения страны прямо влияет на структуру органов государственной власти, как например, в Ливане, где функционирует особая система избрания на пост президента страны, распределения мест в парламенте и правительстве страны, названая «конфессиональным парламентаризмом» ввиду ее полной зависимости от конфессиональной принадлежности баллотирующихся на выборах граждан страны.
Однако наибольшие опасения вызывает превращение межконфессионального раскола в инструмент ведения политической борьбы, когда возбуждая религиозную нетерпимость, политики пытаются решить такие наболевшие вопросы, как коптский или берберский.
Читайте также:
-
Образец тактичности и терпимости - Сафия Бинт Хувей
Сафия бинт Хувей (радыяллаху ‘анха) была еще одной счастливицей, удостоившейся стать матерью всех правоверных после освобождения из плена… Она стала одной из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), после того как выбрала Аллаха и религию Ислам, оставив свой неверный народ… Она была скромной, умной, вежливой и отзывчивой женщиной… Образец тактичности и терпимости…
-
Медиа-стереотипы, разрушающие жизнь мусульманки
Прошлым летом я выступила на конференции, где обсуждали создание в СМИ стереотипов мусульманских женщинах и последствия подобных негативных образов для мусульманок и их семей. Я собираюсь поделиться небольшим исследованием о различных способах представления мусульманских женщин в средствах массовой информации, и о том, как это влияет на отношение к их семьям. Медиа любият образ анонимной мусульманки
-
Горькая правда Судного дня
Наш великий Господь в этом аяте предупреждает нас о Судном дне, в наступлении которого нет сомнений. Здесь подчеркивается одна наводящая ужас особенность этого дня, которая состоит в том, что мы останемся один на один с совершенными нами делами. Разве следующие слова нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) не выражают очень ясно данное положение?
-
Тысячи немусульман заполнили мечети Британии
5 февраля по всей Великобритании прошел день «Посети мою мечеть» - «Visit My Mosque 2017», когда мусульмане приглашают своих соседей посетить мечети.
-
Птица, которую Аллах научил всем Своим прекрасным именам...
Аллах Всевышний сказал, обращаясь к Джибрилю: - О, Джибриль! Эта слабая птица бросила себя в огонь, чтобы оказаться рядом с Ибрагимом. Есть ли у нее какое-либо желание? Я исполню его. Джибриль спустился вниз, взял эту птицу, положил ее на землю и спросил о том, чего бы она хотела от Аллаха. Птица сказала:- Я слышала, что у Аллаха есть тысяча и одно имя. Я узнала сто из этих имен, и хотела бы узнать остальные.
-
В чем с точки зрения религии заключается вред переедания?
В Коране говорится о том, что пост был предписан людям еще задолго, до прихода Ислама. Посланник Аллаха (мир ему), советуя придерживаться умеренности в еде, сказал: «Живот – это самый скверный сосуд, который только может наполнять человек. Человеку достаточно куска пищи, чтобы стоять на ногах. Если же человек будет вынужден много поесть, то в этом случае пусть разделит свой желудок на три части. Одну часть путь оставит для еды, другую часть для питья, и третью часть для воздуха».
-
Всевышний оставил на кончиках пальцев ногти, как напоминание о райском одеянии...
Адам и Хавва жили в раю, и это очень не нравилось Иблису. В нем все сильнее становилось желание причинить им зло. Думал, раздумывал, искал пути, как нанести им вред. Наконец-то нашел. Он узнал о запрете Аллаха не подходить близко к одному дереву. Очень обрадовался. Поднялся с земли на небеса и попросил пустить его в рай. Не пустили. Остался ждать у райских ворот. Он задумал обмануть того, кто оттуда выйдет. Никто не вышел. Так он ждал триста лет. Потом вышел Тавус.
-
Простой поступок, который сделает человека богатым
Аллах Всевышний соизволил сказать: "Я сотворил Адама рукой Своего могущества, вдохнул в него от Своего духа. Я заставил ангелов поклониться ему, надел на него одеяние чудес. Внимательно слушай Мои слова, так как они - сама истина...