Этот лозунг, ставший, пожалуй, одним из самых популярных в Иране со времен революции 1979 года, переводится как «Смерть Америке!». Его транслировали по национальному телевидению, его выкрикивали в мечетях и на демонстрациях. Этот лозунг стал любимым лозунгом сторонников жесткой линии в отношениях с США. Он стал настолько важной частью национального самосознания иранцев, что для того, чтобы обсудить уместность этого лозунга в новых внешнеполитических условиях, понадобился созыв общенациональных дебатов.
Однако, как бы ни закончились эти дебаты курс Роухани, по всей видимости, направлен на устранение всенародной ненависти к своему западному визави. «Мы можем противостоять странам своим благоразумием и осторожностью, а не лозунгами», - сказал недавно Рухани. Он заручился поддержкой большинства высокопоставленных духовных лиц в городе Исфахане, когда те выступили за запрет лозунга. Роухани поддержал и бывший президент Хашеми Рафсанджани, сказав, что этот лозунг наносит ущерб национальным интересам Ирана.
«Лозунг «Смерть Америке» – это не сура из Священного Корана, и нет никакой логики в том, чтобы скандировать этот лозунг вечно, – заявил газете Ghanoon шейх Мохаммад Тагхи Рахбар. – В прежние дни мы скандировали лозунг «Смерть Советскому Союзу», а потом прекратили. Точно так же и сейчас лозунг «Смерть Америке» можно убрать с наших политических собраний и митингов».
Вполне естественно, что подобные утверждения вызвали шквал критики со стороны противоположного лагеря, считающего антиамериканское наследие аятоллы Хомейни важнейшей частью иранского самосознания. Один из бывших иранских законодателей отметил, что «Смерть Америке» – это символ нашего освободительного движения с момента зарождения исламской революции, однако если нас вынудят стать прагматиками и отказаться от него, давайте не будем притворяться, что это ложка яда в чашке меда».
Умеренным иранским политикам инкриминируют и попытки сохранить в тайне переговоры с американскими дипломатами в Женеве на тему иранской ядерной программы. Дело в так называемом иранском предложении, суть которого - в заключении соглашения о необъявленных инспекциях ядерных объектов Ирана. Министр иностранных дел Мохаммед Зариф в ответ на критику заявил, что его не беспокоит то, что их содержание будет раскрыто. «Наша цель состоит в том, чтобы заключить соглашение, избежав при этом пропаганды и набирания «дешевых» политических очков. Поэтому мы с коллегами готовы выдержать любое пропагандистское давление и добиться того, чтобы правам нашего народа не был нанесен вред». Зариф даже назвал своих критиков «пешками врагов Ирана», желающих углубления международной изоляции страны.
Отношения Ирана и США в последнее время напоминают поединок двух уставших боксеров-тяжеловесов – пропущено несколько сильных ударов с обеих сторон, силы на исходе, соперники виснут друг у друга на руках, подбадриваемые лишь выкриками тренеров из-за пределов ринга, при этом, каждый желает сохранить свой международный титул. Представляется, что в этих условиях критикам Роухани нечего бояться – благоразумие в сочетании с осторожностью, о котором говорит президент, может принести гораздо большие плоды, нежели лозунг «Марг бар Америка».
Руслан Хисамов