Ибрахим Умеров: «В вопросах религии Украина – одна из самых демократичных стран»

На вопросы читателей Islam-Today.ru ответил редактор религиозных программ и ведущий мусульманской телепередачи "Ezan sedası" на крымскотатарском канале ATR Ибрахим Умеров.

- Ибрахим, скажите пожалуйста, сколько мусульман в Крыму на сегодняшний день? Только ли это крымские татары?

- Назвать точное количество мусульман в Крыму нелегко. У нас давно не проводилась перепись населения, а в паспортах уже не указывается национальность. По приблизительным подсчетам в Крыму проживает более 300 тысяч мусульман. Всего по Украине мусульман насчитывается около одного миллиона, то есть чуть более 2% от всего населения страны. Самой большой мусульманской общиной в нашей стране являются крымские татары. На юго-востоке Украины есть общины мусульман с корнями от казанских татар. Кроме того в различных городах проживают мигранты из мусульманских стран. И вместе с этим в мечетях можно все чаще встречать мусульман славянского происхождения. Люди других вероубеждений могут начать интересовать исламом по разным причинам: кого-то привлекает исламская нравственность, кого-то впечатляет справедливость мусульманских принципов, кто-то сам начинает поиск истины и приходит к исламу.

-  Насколько комфортно исполняющим мусульманам в современном украинском обществе и насколько это общество в целом толерантно?

- На данный момент, Украина является достаточно демократичной страной. В вопросах свободы вероисповедания нашу страну можно назвать одной из самых свободных. И, как известно, в регионах где нет давления на свободу, нет места и насилию. В целом в обществе люди настроены вполне дружелюбно друг к другу. За это, конечно же, мы искренне благодарны Всевышнему! В Крыму работает духовное управление мусульман, Къурултай (Съезд) мусульман Крыма. В начале 90-х в Крыму был создан межконфессиональный совет и до сих пор постоянно ведется диалог между представителями различных вероисповеданий. У нас есть возможность беспрепятственно регистрировать религиозные общины, общественные организации и отстаивать свои права. Конечно, как и везде, в Украине тоже приходится защищать права, например: у нас до сих пор не решен вопрос о разрешении мусульманкам фотографироваться для паспорта, не снимая платка; иногда бывает тяжело получить землю для строительства мечетей; мусульманские праздники не считаются официально выходными днями для всех даже в Крыму. Можно еще немного продолжить этот список, но все это – всего лишь детали общей картины. Пожалуй, больше всего нас беспокоят действия деструктивных организаций и группировок, которые иногда своими нападками на мусульман делают открытые попытки спровоцировать конфликт. В Крыму каждому нужно быть более сдержанным и беспристрастным. Например, в прошлом году на территории полуострова была организована целая серия поджогов мечетей. Конечно, правоохранители ищут виновных, и хотя вандалов очень тяжело найти и наказать, всем остальным нужно быть осторожными со своими эмоциями. В такое время еще более актуальным становится правильное понимание ислама. В первую очередь, мусульмане своим поведением должны соответствовать духу ислама, и тогда все будет еще лучше. У нас может быть очень красивое поликультурное общество.

- Расскажите, пожалуйста, о мусульманских программах на телеканале ATR.

- Телепередача "Ezan Sedası" (Голос Азана) появилась в эфире еще в 1992 году в рамках программы крымскотатарской редакции ГТРК "Крым". Тогда еще не было крымскотатарского телеканала ATR, он открылся только в 21-м веке. "Ezan Sedası" запустился в студии нового телеканала в 2006 году, то есть почти с самого начала работы канала. И именно тогда ведущий этой передачи своим примером побудил во мне желание быть мусульманским тележурналистом. Я смотрел на него в экране телевизора и хотел работать рядом с ним. Мне не посчастливилось набраться опыта непосредственно от него, но кое-чему я все-таки у него тоже научился. Сейчас прошел год с тех пор, как я стал ведущим этой телепередачи. "Ezan Sedası" выходит на крыскотатарском языке. Однако кроме этой программы ATR также готовит еще одну программу по исламской  тематике на русском языке. Она называется "Ключ Счастья". Посредством нее русскоговорящий зритель может ближе знакомиться с исламом и получать ответы на многие вопросы, связанные с секретами успеха и истинного счастья в обоих мирах.

- Каким образом вы поддерживаете обратную связь со зрителем?

- Мы всегда стараемся быть ближе к нашим зрителям, чтобы всем было ясно, что сердцами мы всегда рядом. Формат программы менялся не один раз. И, наконец, с сентября 2013 года мы выходим в прямом эфире и принимаем звонки телезрителей, отвечаем на вопросы, которые волнуют их больше всего.

- Кто становится вашим собеседником в эфире? Вспомните пару самых интересных, на ваш взгляд, бесед.

- Гостями нашей передачи становятся богословы и специалисты, которые могут компетентно оценивать различные ситуации и высказывать точку зрения, основанную на словах Всевышнего в Коране, примере пророка Мухаммада (мир ему), мнениях авторитетных ученых ислама. Мы приглашали в студию имамов из Турции, провели интервью с Шамилем Аляутдиновым в Москве, но в основном, в наших передачах мы задаем свои вопросы крымским имамам, поскольку наш телеканал считается региональным и мы часто обсуждаем проблемы в ракурсе реалий Крыма. Иногда мы приглашаем муфтия ДУМК или его заместителей. Из передач, которые запомнились больше всего, могу отметь беседу, посвященную сподвижникам Пророка Мухаммада (мир ему). После этой программы один зритель признался, что он прослезился, смотря сюжет о муэдзине пророка - Биляле. А недавно, в преддверии нового года, мы обсуждали особенности жизни мусульман в немусульманском обществе. Это очень актуальная тема, так как влияние окружающей атмосферы на внутренний мир и сознание мусульман очень велико. Необходимо вырабатывать внутренние механизмы сохранения своей идентичности и позитивного настроя.

- Какие темы являются наиболее животрепещущими для крымского мусульманского зрителя?

- Пожалуй, наиболее животрепещущим вопросом для нас является единство мусульман. С одной стороны, мы видим, что в среде мусульман есть несколько течений, и нередко затеваются споры вокруг различных тонкостей ислама. А с другой стороны, мы видим, что есть мусульмане, которым вообще не интересна религия. В итоге появляется диссонанс: кто-то начинает быть излишне требовательным или напористым, а для кого-то основные предписания религии кажутся чрезмерностью. Мы можем видеть, что некоторые родители начинают опасаться за своих детей, если те начинают молиться, держать пост, интересоваться религией (родственники думают, что проявление религиозности - это фанатизм). И мы можем видеть мусульман, которые прикрывают свои ошибки собственным пониманием ислама, выдавая его за единственно правильное. Это все негативно сказывается на взаимоотношениях. Но нужно помнить, что верующие мусульмане и мусульманки являются братьями и сестрами друг для друга. Если сегодня наши взгляды расходятся в чем-то и мы по этой причине начнем унижать и оскорблять друг друга, покушаться на честь и права, то завтра, когда мы захотим протянуть руку и обнять своего брата, это будет тяжелее сделать. Для того, чтобы наверстать упущенное в прошлых десятилетиях, нам нужно проявлять терпение, обогащаться знаниями и быть чуточку добрее.

- Остро ли в Крыму стоит проблема нетрадиционных и экстремистских мусульманских течений?

- Жаль, что мы уже привыкли к таким формулировкам, как "мусульмане-экстремисты". Ведь по сути понятия "экстремизм" и "ислам" противоречат друг другу. В Коране говорится, что мусульмане - это община умеренности, баланса и гармонии. А экстремизм подразумевает внутренние и внешние конфликты, непоследовательность и заблуждения. Вы знаете, экстремисты, которые проявляют чрезмерную активность или чрезмерную пассивность, - проблема для любого общества, для любой семьи. Более того, каждый человек должен бороться с различными проявлениями экстремизма внутри себя. То же самое в вопросе традиционности ислама: мы должны быть внимательными к тому, чтобы наши поступки соответствовали традиционной культуре ислама, которая передается в полноценном виде из поколения в поколение, начиная с первых мусульман. Каждый может ошибаться, но лучшие из ошибающихся - это те, кто исправляется, есть и хадис с подобным смыслом. А что касается целых течений или общин, в которых могут собираться мусульмане с одинаковыми ошибками, то Крым не является исключением, есть и у нас такие. Однако пока не наблюдается угрозы с их стороны. Если Всевышний нам дал возможность вернуться на Родину после депортации, то я надеюсь и молю Бога, чтобы Он Сам помог нам в возрождении ислама в Крыму, наставил нас на истину и укрепил наши сердца на прямом пути.

-  Расскажите немного о себе – как вы сами пришли к исполнению норм ислама?

- В некоторых семьях, бывают конфликты и недопонимания между детьми и родителями на религиозной почве. АльхамдулиЛлях, в моей семье все не так. Мои родители - золотые люди, они выросли в порядочных и благородных семьях. Сами они пришли к исполнению исламских постулатов, когда я был еще маленьким мальчиком. И поэтому я получил достойное мусульманское воспитание от моих родителей. Они же помогли мне получить хорошее образование в лучших гимназиях Крыма. Во время заочного обучения в университете, на протяжении нескольких месяцев я обучался в симферопольском медресе по заучиванию Корана наизусть. Я думаю, этот период тоже очень благоприятно сказался на моем духовном воспитании. Надеюсь, что труд, вложенный в меня, будет оправдан, и я буду достойным сыном и учеником.

- Ваши гости на телевидении – в основном молодые религиозные деятели, это тенденция?

- В Крыму хазратов называют "оджа". Наши оджалар - это выпускники медресе и исламских факультетов. Есть имамы, которые получили образование в вузах Турции, Азербайджана, ряда арабских стран, а теперь и здесь, в Крыму. Сейчас они являются учителями, проповедниками и наставниками. В основном, это молодые люди. И этому есть объяснение. Ведь несколько поколений народа жило при различных порядках. Можно сказать, целые страны поменялись. Поколения постарше выросли в условиях советского атеизма. Если среди наших бабушек и дедушек, родившихся еще в Крыму, было много тех, кто умел читать Коран и по возможности придерживался исламских норм, то уже поколение наших родителей было лишено такой возможности. Наши родители - это поколение, которое противостояло репрессиям, а затем открыло дорогу в родной Крым и построило здесь дома, воспитало здесь новое поколение крымских татар. А следующее молодое поколение - это те, кто строят будущее нашей нации. Поэтому нам нужно запасаться мудрости и с оптимизмом смотреть вперед. ИншаАллах, все будет даже лучше, чем мы представляем.

Беседовала Нурия Гибадуллина

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle