Закят является одним из столпов ислама и стоит на третьем месте после свидетельства веры и намаза. Во многих аятах Священного Корана обязанность выплаты Закята упоминается в одном ряду с обязанностью совершения Намаза. По единогласному мнению всех ученых Ислама отрицание обязанности выплаты закята выводит человека из Ислама, а невыполнение данной обязанности является тяжким грехом.
Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (ﷺ), говорит:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий. Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный?» (Покаяние, 9/103, 104)
А в хадисе, переданном имамом Ахмадом, Посланник Аллаха (ﷺ) нам сообщает:
«Каждый раз, когда встает солнце, Всевышний отправляет двух ангелов, которые взывают, и этот зов слышат все обитатели земли, кроме джиннов и людей: «О люди, спешите к Вашему Господу! Ведь, поистине, довольствование малым и достаточным лучше, чем обилие с увлечением этим миром». И каждый раз, когда закатывается солнце, Всевышний отправляет двух ангелов, которые взывают, и этот зов слышат все обитатели земли, кроме джиннов и людей: «О, Аллах! Воздай еще лучшим замещением щедрому и дающему, и причини ущерб в имуществе скупому!»
Абу Хурайра нам передал: «Когда Посланник Аллаха, скончался и его (в роли главы мусульман) заместил Абу Бакр, то некоторые из арабов стали (вновь) неверными. Умар Ибн Аль-Хаттаб сказал Абу Бакру: "Как ты будешь сражаться с людьми, когда Посланник Аллаха, произнес: "Мне было повелено сражаться с людьми, пока они не произнесут: «Ля иляха илля Ллах». И кто скажет: «Ля иляха илля Ллах», - то сам он и имущество его становятся для меня неприкасаемыми, за исключением тех случаев, когда затем требуется обратное и расчет с ним у Аллаха"? Тогда Абу Бакр сказал: "Клянусь Аллахом, я обязательно буду сражаться с теми, кто отделил молитву от закята, ведь закят - это обязательная денежная выплата. Клянусь Аллахом, если они удержат от меня икаль (кольцо, носимое арабами на голове), который они обязаны были бы выплатить Посланнику Аллаха, то из-за этой недодачи я обязательно выйду с войной на них". Умар Ибн Аль-Хаттаб говорил (впоследствии): "Клянусь Аллахом, я думаю, это Сам Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, раскрыл грудь Абу Бакра для (осознания им необходимости) сражения, и я узнал, что это – истина». (Бухари, Муслим)
Закят в Исламе выполняет функцию страховочного механизма, в полном смысле этого слова, и содержит глубокий потенциал безопасности общества. Но в отличии от современных механизмов страхования, исламская система еще более справедливая, еще более гуманная и предоставляет обществу больше гарантий. Для доказательства только что сказанного хватает лишь одного аята Корана:
«Пожертвования (закят) предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый». (Покаяние, 9/60)
Теперь спросите сами у себя, какая страховая фирма готова оказать вам помощь, если вы предварительно не заплатили страховой взнос? А вот в обществе, воспитанном на принципах Ислама, вам помогут вне зависимости от вашего статуса, класса и общественного положения, единственное условие – это ситуация нужды, описанная в вышеприведенном аяте. И все из вышеописанных групп находятся под гарантией Ислама.
Посредством механизма закята Ислам помогает бедняку, предоставляет поддержку погрязшим в долгах, оказывает помощь путникам, оставшимся без средств, и становится покровителем всех, кто находится на пути Аллаха. При этом Ислам ничего не требует взамен, никакой компенсации.
Таким образом, закят является важным источником дохода тех классов людей, которые приведены в аяте. Но вместе с тем, стоит отметить, что каждый из описанных классов может быть разделен на многие ответвления и приобретать различные формы в соответствии с временем и местом. Например, сегодня нет выкупа раба в буквальном смысле, но бывают ситуации, когда необходимо выкупить мусульманина, попавшего в затруднительную ситуацию. Или, например, выражение «на пути Аллаха». В наше время путь Аллаха может означать строительство мусульманской школы, финансовая помощь студентам-мусульманам, организация мусульманского радио и телевещания. Пожертвования для нищих и бедных могут приобретать форму социальной столовой, палатки для раздачи одежды и обуви нуждающимся. Иными словами, необходимо рассматривать аят, учитывая место, время и ситуацию.
Закят является важной формой стимулирования бизнеса и справедливой формой распределения доходов. Например, если у вас залежалось золото или серебро, либо деньги, и вы не пускаете их в дело – то каждый год с выплатой закята количество ваших сбережений будет уменьшаться на 2,5%. Поэтому, в Исламе крайне не приветствуется накопление богатства, а приветствуется вклад денег в дело, что позволяет мусульманам развиваться, открывать новые рабочие места, с увеличением прибыли увеличивать и выплаты закята.
Закят уравнивает социальный разрыв между бедными и богатыми. Через перераспределение 1/40 имущества богатых людей в пользу бедных, происходит сглаживание социальных потрясений и революций. Интересный факт подмечен западными социологами, что именно соотношение 1/40 между максимальными и минимальными доходами является той чертой, после которой наступают социальные потрясения и распространяется всеобщее недовольство среди народных масс, способное перерасти в гражданскую войну или смену власти. С помощью закята богатый очищает свое имущество от харама, проникается состраданием к бедняку. Бедняк же испытывает уважение к богатому, но и не испытывает перед ним чувство долга, т.к. богатый помогает бедняку по приказу Всевышнего Аллаха, и бедный ему ничем не обязан.
Таким образом, закят сокращает разрыв между богатыми и бедными, налаживает отношения между классами общества, является справедливой формой распределения доходов и стимулирует развитие общества. И потому, исламская система налогообложения не имеет аналогов, она более справедливая и учитывает интересы всех людей, т.к. эта система придумана не человеком, а Господом миров – Всевышним Аллахом, который Милостивый и Милосердный к своим созданиям!