Можно ли установить связь между террором и джихадом, каков взгляд ислама на террор?
Террор означает устрашение, акты насилия, запугивание. В частности, он подразумевает насильственные и запугивающие действия, совершённые в отношении гражданского населения для достижения политических целей.
Насилие продолжает существовать среди людей на протяжении всего исторического процесса. Несмотря на изменение качества и количества, насилие по-разному проявляется и в наше время.
По сути дела, человечество никогда не одобряло насилие и жестокость, но до сих пор оно не добилось счастья от избавления от этой чумы.
Террор строго запрещён в исламе, как и во всех религиях. Наша священная религия ислама, основанная на мире, взаимопонимании и толерантности, и получившая своё название от слова «салям», означающего всё это, запрещает жестокость, варварство и беспощадность, призывая к единству, милосердию, любви и братству.
Она признаёт террор преступлением против человечности, особенно, когда он направлен на невинных людей, стариков, женщин и детей, когда он забирает жизнь, не разбирая, кто прав, кто виноват, когда он покушается на имущество, не разбирая, заработано оно законным или незаконным путём. Не важно, откуда и от кого исходит насилие и как его называют, оно строго запрещено исламом.
Исламский радикализм и его вред для мусульманской уммы
Пророк ﷺ запретил причинять вред и несправедливость по отношению к людям и велел проявлять к ним милосердие: «Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям» (Муслим, Фадаил, 66).
В другом своём хадисе он заповедовал относиться с состраданием не только к людям, но и ко всем живым существам на земле и подчёркивал, что достижение милости Аллаха возможно только при проявлении милосердия к тем, кто есть на земле (Тирмизи, Бирр, 16; Абу Дауд, Адаб, 58).
Посланник Аллаха ﷺ даже в условиях войны запретил убивать иноверных женщин, детей, стариков и священнослужителей, которые не воевали против мусульман, и разрушать храмы для поклонения, вырубать деревья и убивать животных.
Невозможно согласиться с тем, что ислам, запрещающий срамить честь и достоинство людей, проявлять неуважение, издеваться, унижать, оскорблять их, называя их насмешливыми прозвищами или сплетничать за их спиной (Худжурат, 49/11-12), является религией, одобряющей физическое нападение, пытки или, что ещё хуже, лишение людей права на жизнь, которые осуществляются посредством насилия и террора.
Джихад, включающий в себя служение Аллаху как цель жизни, противостояние искушениям на этом пути, борьбу с шайтаном, олицетворяющем всё зло, отражение в своей и общественной жизни общечеловеческих ценностей, установленных Аллахом и Его посланником, проповедование ислама, защиту государства и народа от всевозможных опасностей и безосновательных нападений, не имеет никакого отношения к терроризму, который проливает невинную кровь, наводит страх и ужас и нарушает общественный порядок.
Напротив, концепция джихада включает в себя борьбу с терроризмом. В конечном итоге джихад означает жить согласно постигнутым заповедям религии и обучать им других, призывать к совершению добра и остерегать от причинения зла, стремиться к проповедованию ислама, бороться с искушением и внешними врагами.
Поскольку война, согласно исламу, является «злом», к ней можно прибегать только в случае крайней необходимости, а границы этой необходимости нельзя нарушать.
По мнению большинства исламских правоведов, причина войны заключается в том, что враг ведёт войну против ислама и мусульман и нападает на них.
Исходя из этого, как никто не может быть убит из-за своего отрицания и оппозиции по отношению к исламу, так и никому, кто не воюет с мусульманами, не будет объявлена война.
Советы для мусульман: как уберечься от экстремизма и радикализма?
Несправедливо ассоциировать террор, являющийся преступлением против человечности, с джихадом и исламом. Цель религии ислама заключается не в том, чтобы убивать людей, а в том, чтобы обеспечить им жизнь. Именно поэтому запрещено убивать невинных мирных жителей даже во время войны.
Среди обязанностей мусульман находится борьба с кровопролитным террором, не делающим различий между преступниками и невиновными людьми, и участие в коалициях, противостоящих террористическим действиям.
При этом нельзя реагировать на произошедший террористический акт аналогичным образом, так как это может нанести вред невинным людям. И одним из основных принципов исламского права является индивидуальность наказания.
Исходя из чего, человек несёт ответственность только за то, что он сделал. Человек не может нести никакой ответственности за преступление, совершённое другими людьми, если он ни прямо, ни косвенно к нему не причастен, независимо от степени близости и дружбы с преступником.
Так, в Священном Коране сказано: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился» (Наджм, 53/38-39); «Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Никакой грешник не понесёт ношу другого грешника» (Анам, 6/164). А Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Знайте, каждый отвечает только за себя, и не будет наказан отец за грехи сына, а сын за грехи отца» (Ибн Малка Манасик, 76).
Сотрудничество с целью выявления и наказания виновных в террористических актах, в результате которых пролилась кровь невиновных, было поддержано исламом.
Однако при определении виновных необходимо опираться на объективные критерии и обращать внимание на то, чтобы не было казней без суда и следствия, не был нанесён вред тем, кто не несёт ответственности за совершённые преступления, а также на то, чтобы предпринимаемые в связи с этим меры не привели к межконфессиональным и культурным конфликтам.
Абдуль-Кадир аль-Хусейн: «Ислам – это путь срединности»
Перевод Ольга Тюркмен