Праздничные намазы, совершаемые в дни праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам
(Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха).
Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным - не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).
В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.
Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):
1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).
2. Взять полное омовение (гусль).
3. Использовать мисвак.
4. Воспользоваться благовониями.
5. Одеть лучшую одежду.
6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).
7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.
8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.
9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.
10. Прочитать утренний намаз (фаджр) с джамаатом в мечети махалли (квартальной мечети).
11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).
12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.
13. Возвращаться домой другой дорогой.
Макрухом (нежелательным) является читать какие-либо нафиль-намазы до праздничного намаза, дома или в мечети. А также читать какой-либо намаз после праздничного намаза (по мнению большинства ученых).
Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).
Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):
Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».
Дополнительно произносятся три такбира (фраза "Аллаху Акбар"), каждый раз поднимая руки.
Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.
Желательно в первом ракаате прочитать суру аль-Аля
Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура - желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.
Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.
Если во втором ракаате по ошибке прочитать такбир до чтения Корана, то это не нарушает намаз.
После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама - правилам совершения курбана, жертвоприношения).
Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.
Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:
- Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.
- По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.
- Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.
- Во время хутбы произносится такбир ташрик.
- Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).
- Является ваджибом произносить ташрик такбир.
По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.
По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.
Фатва дается по второму мнению.
Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».