بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
Относительно того, сколько желательно (мустахаб) читать аятов после Фатихи в намазе, от Имама Азама Абу Ханифы (рахматуллахи алейх) имеется несколько приданий (риваятов). Имам Мухаммад (рахматуллахи алейх) в книге "аль-Асл" говорит: "В двух ракаатах утреннего намаза, кроме Фатихи имам читает 40 аятов".
В книге "аль-Джами' ас-Сагир" говорится: "После Фатихи читать 40-50 аятов". В риваяте от Хасана бин Зияда (рахматуллахи алейх) говорится, что читается от 60 до 100 аятов. Колличество же различных ривоятов от Абу Ханифы исходит от различности риваятов от самого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Приводится от Умму Хишам дочери Хариса бин Ну'мана:
عَنْ أُمِّ هِشَامٍ بِنْتِ حَارِثَةَ بْنِ النُّعْمَانِ قَالَتْ مَا أَخَذْتُ "ق وَالْقُرْآنِ الْمَجِيدِ" إِلاَّ مِنْ وَرَاءِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُصَلِّى بِهَا الصُّبْحَ
"Я выучила суру "Каф" стоя за Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), он читал ее в утреннем намазе". (ан-Насаи, Сунан аль-Кубра, китабу ифтитах ас-салях, баб: аль-кыраати фис-субхи би-каф; Ахмад бин Ханбаль, аль-Муснад: 27629, не смотря на то, что данный хадис пришел со слабым санадом, в Муслиме и других книгах приводится близкий по смыслу хадис с иснадом-сахих)
В риваяте от Ибн Мас'уда, Ибн Аббаса и Абу Хурейры (радыяллаху анхум) приводится, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в утреннем намазе читал суру "Саджда" и "Инсан".
Дабы объединить все различные риваяты, некоторые ученые высказали мнение, что мечети делятся на три категории:
1. Мечети в которые приходят люди отрешенные от мирского (захид) и много поклоняющиеся ('абид).
2. Мечети которые посещают ленивые и мало тянущиеся к поклонению люди.
3. Мечети со смешанным контингентом, то есть в нее ходят различные люди, и все они по разному относятся к поклонению.
И следовательно имам будет смотреть на свой джама'ат и читать Коран в намазе отталкиваясь от прихожан.
Имам Мухаммад (рахматуллахи алейх) в книге "аль-Асл" говорит: "Во время Зухр (ойля) намаза, имам читает столько же как и в утреннем (Фаджр) намазе или еще меньше".
Абдульазиз бин Кайс (радыяллаху анх) сказал:
حَدَّثَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ قَيْسٍ قَالَ سَأَلْتُ أَنَسًا عَنْ مِقْدَارِ صَلاَةِ النَّبِىِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ فَأَمَرَ النَّضْرَ بْنَ أَنَسٍ أَوْ أَحَدَ بَنِيهِ فَصَلَّى بِنَا الظُّهْرَ أَوِ الْعَصْرَ فَقَرَأَ بِنَا وَالْمُرْسَلاَتِ وَ عَمَّ يَتَسَآءَلُونَ
"Я спросил у Анаса (радыяллаху анх) о количестве аятов читаемых Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) в намазе, и он сказал: "Как-то Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) повелел Надру бин Анасу или одному из его сыновей (провести намаз). И он провел нам Зухр или Аср намаз и прочитал суру "Мурсалят" и "Наба"."" (аль-Байхакы, Сунан аль-Кубра, Китаб ас-Салят, баб: кадру кыраатин Наби)
В намазе Магриб (Ахшам) желательно читать 5-6 аятов. Так как приводится, "Сунан аль-Кубра" имама Байхакы, следующее:
حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ بْنُ يَسَارٍ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِىَ اللهُ عَنْهُ يَقُولُ: مَا رَأَيْتُ أَحَدًا أَشْبَهَ صَلاَةً بِرَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ فُلاَنٍ لِأَمِيرٍ كَانَ بِالْمَدِينَةِ. قَالَ سُلَيْمَانُ: فَصَلَّيْتُ أَنَا وَرَائَهُ فَكَانَ يُطِيلُ فِى الْأُولَيَيْنِ مَنَ الظُّهْرِ وَيُخَفِّفُ الْأُخْرَيَيْنِ وَيُخَفِّفُ الْعَصْرَ وَيَقْرَأُ فِى الْأُولَيَيْنِ مِنَ الْمَغْرِبِ بِقِصَارِ الْمُفَصَّلِ وَفِى الْأُولَيَيْنِ مِنَ الْعِشَاءِ بِوِسَطِ الْمُفَصَّلِ وَفِى الصُّبْحِ بِطِوَالِ الْمُفَصَّلِ
Нам рассказал Сулейман бин Ясар (радыяллаху анх), что он слышал как Абу Хурейра (радыяллаху анх) сказал: "Я не видел другого такого похожего в выполнении намаза на Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) как Амир Медины (Умар радыяллаху анх)". Сулейман (радыяллаху анх) продолжает: "И я совершил намаз за Амиром. И он удлинил чтение в первых ракаатах Зухра, последние же ракааты были коротки. В Асре намазе, кыраат тоже был коротким. В первых ракаатах Магриба он читал кысар аль-муфассаль, в первых ракаатах Иша он читал васат аль-муфассаль, а в Фаджр намазе он читал тываль аль-муфассаль". (аль-Байхакы, Сунан аль-Кубра, Китаб ас-Салят, баб: кадру кыраати филь магриб)
Тываль аль-Муфассаль - от суры Худжурат до суры Бурудж.
Авсат аль-Муфассаль - от суры Бурудж до суры Байина.
Кысар аль-Муфассаль - от суры Байина до конца Корана.
Итог: Имаму нужно смотреть на состояние джама'ата, дабы не приносить им трудности.
عَنْ عُثْمَانَ بْنِ أَبِى الْعَاصِ الثَّقَفِىِّ أَنَّهُ قَالَ آخِرُ مَا عَهِدَ إِلَىَّ رَسُولُ اللهِ أَنْ أُصَلِّىَ بَالْقَوْمِ صَلاَةَ أَضْعَفِهِمْ
Приводится от Усмана бин Абу ас-Сакафи (радыяллаху анх), что он сказал: "Последнее из того, что мне говорил Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) было то, чтобы я проводил намаз смотря на состояние самых слабых". (ат-Табарани, Му'джам аль-Кабир том 9 стр 57)
В другом хадисе:
عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: اِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ لِلنَّاسِ فَلْيُخَفِّفْ فَإِنَّ فِى النَّاسِ الضَّعِيفَ وَالسَّقِيمَ وَذَا الْحَاجَةِ
Приводится от Абу Хурейры (радыяллаху анх), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Когда кто-то из вас проводит намаз с людьми, то пусть не удлиняет кыраат. Ибо среди них есть слабые пожилые и нуждающиеся". (аль-Бухари, китаб аль-джамаа валь имам, баб: иза салля линафсихи фаль ютаввиль ма ша-а; Муслим, китаб ас-салст, баб: амруль аимма би тахфифи салят)
Что же касается пути, то в пути имам читает меньше чем дома. То есть после суры Фатиха читает что либо из кысар аль-Муфассаль.
عَنْ عُقْبَةَ بْنِ عَامِرٍ الْجُهَنِيِّ قَالَ: كُنْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِى سَفَرٍ, فَلَمَّا طَلَعَ الْفَجْرُ أَذَّنَ وَأَقَامَ, ثُمَّ أَقَامَنِي عَنْ يَمِينِهِ, ثُمَّ قَرَأَ بِالْمُعَوِّذَتَيْنِ
Приводится от Укбы бин Амира аль-Джухани (радыяллаху анх), который сказал: "Я был вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) в пути. Как зашло время утреннего намаза он (салляллаху алейхи ва саллям) произнес азан и камат, затем выстроил ряд с права от меня. Затем (в намазе после Фатихи) прочитал (суры) Фаляк и Нас". (Ибн Аби Шейба, аль-Мусаннаф: 3708)
Камиль хазрат Самигуллин