Анализ деятельности различных религиозных групп и организаций, считающих себя исламскими, показал, что, главным образом, религиозный экстремизм среди мусульман возникает на основе трех теологических концепций.
Можно назвать их болевыми точками мусульманской уммы, по которым бьют либо представители нетрадиционного ислама, возможно даже искренне веря в это, либо те, кто пытается использовать данный фактор в корыстных целях.
Первой точкой является вопрос определения веры в исламе. Что такое вера (иман)? Из чего она состоит? Когда верующий становится неверным?
Сегодня наблюдается попытка навязать мусульманам концепцию о том, что деяния являются частью веры, без соответствующего теологического объяснения. Практически насаждается хариджитская точка зрения, то есть мусульманин, не соблюдающий предписания ислама, объявляется неверным.
Читайте также: Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм
Суннитская традиционная точка зрения, установленная учеными ислама уже давно, заключается в разделении веры на понятия: суть веры и ее полнота. Деяния или выполнение шариата являются частью или признаком полноты веры, но не сути веры. Поэтому согрешивший является грешным мусульманином или несовершенным верующим.
У хариджитов же деяния являются сутью веры, поэтому несоблюдающий мусульманин становится неверным, точнее он становится вероотступником, которого хариджиты обязаны наказать смертной казнью. Очевидно, что такая идеология нацелена на самоуничтожение мусульман.
Если рассуждать логически и здраво взглянуть на шариат, то практически нет не грешных взрослых мусульман. Непорочными по шариату являются лишь пророки. Как не взглянуть, хариджитский подход является нечеловечным и антиисламским.
Соответственно, хадис о том, что между человеком и неверием стоит молитва (намаз) должен трактоваться на основе других хадисов и принципов исламской догматики.
В суннитском исламе неверием может быть отрицание молитвы (намаза), а не ее оставление, что является греховным поступком, а не выходом из ислама. Также под неверием в хадисе Муслима может подразумеваться большой грех, что допускается стилистикой арабского языка.
Второй момент связан с проблемой единобожия, точнее, с его классификацией. Что входит в это понятие? Когда оно нарушается?
Среди мусульман сегодня распространяется понятие разделения единобожия на таухид аль-улюхиййа (божественность), таухид ар-рубубиййа (господственность) и таухид аль-асма вас-сыфат (имена и атрибуты), кстати, не имеющее отношение к авторитетам раннего ислама, с целью указать на тех из мусульман, кто не исповедует истинное, по мнению сторонников этой идеологии, единобожие.
Утверждается, что многие мусульмане якобы выполняют только второй вид единобожия. Последствия этой идеологии также опасны, потому что нарушение единобожия божественности означает многобожие (ширк), что также равноценно вероотступничеству, которое должно караться. Распространение и закрепление этой троичной классификации в умах наших мусульман, по нашему мнению, уже нанесло неоценимый вред умме.
Даже в тех мусульманских странах, где эта концепция принята официально, уже появились богословы, выступающие против нее. На это наслаивается несоответствующее традиционному суннитскому определению понимание таких терминов как ‘ибада (поклонение), табаррук (снискание божественной благодати в творениях), тавассуль (обращение к Всевышнему через посредников) и т.п.
Хариджиты: что известно о первой секте в исламе?
В суннитском исламе единобожие не делилось на такие категории, а понятия божественности и господственности тождественны, да и в самом Коране, термины «господь» (рабб) и «божество» (илях) используются как синонимы, а не как отдельные понятия.
Достаточно вспомнить для этого аят из суры «ан-Нази‘ат», где фараон заявляет своему окружению: «Ана раббукум ал-а‘ла» («Я - господь ваш всевышний!» (79:24), и аят из суры «ал-Касас», где тот же фараон говорит: «Ма ‘алимту лякум мин иляхин гайри» («…не знаю я для вас иного бога, кроме меня…» (28:38).
Кроме этого, в XX веке к трем видам искусственно добавлена еще одна категория единобожия (таухид аль-хакимиййа), еще сильнее наносящий вред мусульманам.
Все мусульмане, не живущие в шариатском государстве, объявляются также неверными многобожниками, кровь и имущество которых становятся дозволенными для сторонников этого воззрения. Доходит до абсурда, даже следование правилам дорожного движения объявляется ширком!
Сторонники этой идеологии призывают совершить хиджру (переселение) на территорию ислама, присоединиться к джамаату, а если его нет, то создать его, а затем совершать набеги, называемые джихадом. Вот так классификация единобожия прошла эволюцию и привела к появлению саляфитов-джихадистов или крайних ваххабитов.
Третья теологическая концепция, разработанная в XX веке, заключается в вопросе о шариатском государстве, в том числе в понятии халифат. Она переплетается с четвертым изобретенным видом единобожия, однако крайние ваххабиты призывают к схеме: хиджра-джамаат-джихад, считая жизнь не в шариатском государстве ширком и безбожием или выходом из ислама.
Сторонники же идеи возрождения халифата невоенным путем мусульманам внушают, что они обязаны жить в халифате, иначе они умирают смертью великогрешников.
Все мусульманские институты объявляются нелегальными, если они функционируют вне халифата. Мусульмане, по их мнению, должны посвятить себя возрождению халифата, единого мирового исламского государства.
Сторонники этой идеологии провоцируют мусульман против своих государств, а свои государства против мусульман, провоцируя и усиливая в обществе исламофобские настроения. Здесь опять вербовщики пользуются неграмотностью и недалекостью мусульман.
Во время «промывки мозгов» не всякий из них подумает о том, что в суннитском исламе нет такого столпа веры или ислама под названием «халифат», и нет ни одного хадиса, где Пророк (мир ему) сказал бы, что во время отсутствия халифата, мусульмане должны его срочно воссоздать. Наоборот, есть хадисы, где Пророк (мир ему) призвал мусульман при отсутствии единства мусульман не участвовать в смуте и держаться подальше от нее.
Все фото: elements.envato.com.
Шагавиев Д.А.