Давайте совершим вместе виртуальную прогулку по одной из северокавказских республик – Ингушетии. Это совсем ещё молодая республика, и занимает она небольшую территорию, которая вытянута с юга на север. Здесь чётко проведена невидимая грань между горами, где хранится вся история и древность, и равниной, в которой каждое здание олицетворяет современность. Это абсолютно два разных мира, интересных и непохожих друг на друга. Древность и современность на этой земле практически не имеют точек соприкосновения. Смеем Вас заверить, что Ингушетия богата на места, посетив которые, каждый путешественник может с головой погрузиться не просто в прекрасную и нетронутую рукой человека природу, но и прикоснуться к многовековой богатейшей культуре местного народа. Итак, отправляемся в путешествие…
Джейрахский район
Самая древняя часть республики, сохранившая в себе главные исторические памятники, находится в селе Джейрах. В переводе с ингушского языка это означает «сердце гор». Именно здесь много веков назад жили предки современных ингушей, которые и построили множество храмов и святилищ. В этом районе прекрасно сохранились лучшие архитектурные памятники Ингушетии и достопримечательности времён первых поселенцев. Многие туристы называют этот район «маленькой Швейцарией» за необыкновенно приятный климат и потрясающий пейзаж. Это древняя неразгаданная сказка-загадка, пришедшая из средневековья в современный мир. Район по территории небольшой и составляет всего-то 30 км.
До 90-х годов прошлого века в эти места практически никто не ездил и из них мало кто выезжал. Связи с внешним миром жители горной Ингушетии не поддерживали. Даже сегодня, проезжая по просторной новой дороге можно подивиться ущельям с перевалами, величественным башням-святилищам, торжественности «города мёртвых», средневековым селениям с кривыми улочками, выложенными неровным камнем.
Сегодня здесь осталось 8 сёл, где можно повстречаться с местным населением и десятки древнейших селений, где нет уже ни одного живого существа. Каждое из них представляет собой потрясающий, невероятный памятник архитектуры средневековья, который, безусловно, заслуживает пристального внимания.
Башня усадьбы Дудара
Эта интересная и аутентичная достопримечательность республики расположена неподалеку от села Харп возле истока горной реки.
По легенде, которую расскажет Вам любой местный житель, в башне усадьбы проживал местный разбойник Дудар. Он часто конфликтовал с соседями, из-за чего и был вынужден постоянно менять место своего обитания. Некоторое время назад это был великолепный комплекс: полноценная усадьба с жилыми и хозяйственными постройками, садом и арыком. Сейчас же башня усадьбы представляет особый интерес лишь для археологов и туристов, интересующихся историей республики, поскольку здесь остались только руины.
Мавзолей Борга-Каш
На левом берегу Сунжи, неподалеку от селения Плиево в Назрановском районе Ингушетии, стоит удивительное строение с круглым куполом – мавзолей Борга-Каш. С этим мусульманским памятником, одним из самых древних на Северном Кавказе, связано множество легенд и поверий. Некоторые из них живы и поныне.
История появления этого мавзолея достоверно не сохранилась. По одной из версий, мавзолей воздвигла красавица Сув над могилой своего возлюбленного Боргана Бексултанова, имя которого и дало название мавзолею (в переводе на русский – «Могила Боргана»). По другой легенде, в Ингушетии жил то ли арабский шейх, то ли сподвижник Тамерлана Бурхан, который, предчувствуя свою скорую кончину, пожелал наметить место для своей гробницы, выехав в степь на верблюде и предоставив выбор ему. В итоге мавзолей был возведён в том месте, где верблюд остановил свой шаг.
А современные исследователи более банальны и прозаичны, связывая появление мавзолея с тюркскими племенами – борганами и ногайцами. По версии археологов и историков, именно здесь покоился наместник хана Узбека, который жил на территории современного Яндаре со своей семьей, был женат на местной девушке. После поражения Узбека, с которым кавказские народы хорошо ладили, и прихода Тамерлана, он покинул Ингушетию, но завещал потомкам быть похороненным непременно тут.
Как бы то ни было, уже более 600 лет это сооружение привлекает внимание не только путешественников, но и представителей научной общественности. Между прочим, мавзолей занесён в список памятников федерального значения.
Вход в мавзолей украшает арка, над которой сохранились три надписи на арабском: «808 год», «Бексултан сын Худайнада» и «Да будет постройка свободна от дурного!». Состоит он из двух камер – наземной и подземной. Подземную камеру ранее прикрывала каменная плита с арабской вязью. Изнутри склеп был расписан: понизу шла жёлтая полоса с орнаментом, а выше располагались нарисованные цветы. Купол же оставался белым.
Усыпальница в подземной камере, по воспоминаниям некоторых исследователей, была коллективной. Там хранилось несколько тел в деревянных гробах. Как обычно бывает в таких случаях, ходили рассказы о якобы хранившемся под склепом кладе, в поисках которого могила была разграблена приезжими охотниками за золотом. Если верить местным сообщениям, то в последний раз мумифицированное тело из склепа поднимали в 1876 г., когда оно было вывезено в Москву. Спустя несколько лет в подземелье вылили бочонок нефти и подожгли мавзолей.
В сам склеп ингуши предпочитают не спускаться, считая это действие запретным. Последний раз мавзолей исследовали и реставрировали несколько лет назад.
Башенный комплекс «Таргим»
Таргим – это название аула в Джейрахском районе Республики Ингушетия. Именно здесь находится один из древнейших башенных комплексов, бывший когда-то укреплённым поселением. Уже издалека взору путешественника открываются четыре высокие башни, указывающие на то, что в давние времена на этой земле было четыре замка.
Когда-то давно Таргим был родовым поселением для четырёх влиятельных ингушских династий, и только они имели право строить для своих семей замки, получившие известность под именем «воув». К таким строениям относились не только сторожевые и боевые башни, но также и жилые сооружения, а по периметру главных крепостей располагались могильники.
И хотя башенный комплекс «Таргим» сегодня покинут людьми, всё равно за башнями регулярно следят, поддерживая их состояние, а для туристов организуются интересные экскурсии. Таргим считают «младшим братом» двух других аулов – Эгикала и Хамхи. В каждом из них обнаружены башенные селения, подобные таргимскому, а местные жители с удовольствием поведают забредшему судя туристу или собирателю фольклорных сказаний легенду о Элбреде и его трёх сыновьях: Эги, Хамхе и Таргиме которые, покинув отчий дом, разбрелись по этим территориям и основали три башенных селения. Историки утверждают, что такие события действительно могли иметь место примерно в XII веке. И именно отсюда, из места, где расположен Таргим, началось расселение ингушского народа по другим горным территориям современной Республики Ингушетия.
Археологи отмечают, что Таргим относится к комплексам замкового типа, а для нас это означает, что он был не просто укреплённым форпостом, но и местом для жилья целых семей и кланов. Строения эти были возведены примерно в XV-XVII веках. Башни Таргима и сегодня удивляют архитекторов своим изяществом. Их пропорции соблюдены настолько точно, что ширина основания каждой башни составляет 1/10 часть их высоты (это примерно 28 м).
Природный заповедник «Эрзи»
Этот заповедник в Ингушетии был создан в 2000 году. А уже девять лет спустя, в 2009, президентским указом его территория была увеличена в шесть раз. Сегодня заповедник занимает площадь более чем в 35 тыс. га и находится на склоне Кавказских гор, в Джейрахско-Ассинской котловине, что в Сунженском районе республики. Примерно на треть заповедник покрыт лиственным лесом; а выше расположились живописные альпийские луга. Здешний рельеф очень разнообразен, и в наиболее высоких зонах (более 3500 м над уровнем моря) начинаются уже ледники.
Растительный мир заповедника в силу внушительной разницы высот и большой площади весьма разнообразен. Здесь можно найти порядка 190 редких видов.
Самые интересные с природной точки зрения места заповедника – это Армхинский водопад и одноимённая сосновая роща. Водопад ещё называют Лежгинским по имени реки, которой он образован. Роща – место уникальное: здесь можно увидеть крымскую сосну, что для горной Ингушетии совершенно нетипично. Другие заслуживающие посещения места – это роща крючковатой сосны в верхнем течении реки Мягихи и целебный источник на перевале Бишт.
Но наибольшего внимания, пожалуй, заслуживает один из самых больших башенных комплексов в республике, который находится на территории заповедника. Его можно отыскать в Джейрахском ущелье, и он воистину стоит того: в составе комплекса Эрзи насчитывается под 50 жилых башен и ещё 10 боевых. Весь комплекс обнесен системой каменных стен. Самые высокие башни здесь доходят почти до 30 м.
Ценнейшая находка была сделана в одной из башен Эрзи в XIX в. Речь идёт об орле из бронзы, который, по сведениям археологов, был создан в конце VIII в. и получил название Орёл Сулеймана. В настоящее время фигурка, созданная умельцами Арабского халифата (вероятнее всего, это были басры), считается символом республики.
Правда в 1931 г. орла увезли в петербургский Эрмитаж, где можно увидеть его и сегодня. В 2013 г. Эрмитаж передал Государственному музею Ингушетии его копию.
Орёл представляет собой фигуру примерно в 40 см высотой, отделанную серебряными и медными элементами и пустую внутри. Считается, что на настоящий момент во всём мире существует только четыре статуэтки подобной формы. Причём точная дата изготовления выбита только на Орле Сулеймана.
Цори
Каменные башни в ауле Цори датируются, условно говоря, XII-XVII веками. Сегодня башни заброшены и частично разрушены, но когда-то это был мощный комплекс замкового типа, возведённый на гребне горного выступа у горы Цори. Комплекс состоит из трёх внушительных боевых и примерно 20 жилых башен с различными пристройками и погребальными сооружениями. Он был выстроен цоринцами, одним из ингушских обществ, которые в XIX веке играли ведущую роль в Ассинском ущелье. В период позднего Средневековья Цори был своего рода духовным, экономическим и политическим центром всей округи. Являясь изначально центром одноимённого шахара (союза общин – тейпов), в XIX веке он стал ядром, вокруг которого происходило объединение тейпов в единый ингушский народ.
Каждая из башен обладает собственным характером: разные формы камней, арки над дверями и окнами, количество и пропорции последних, а главное, декоративные элементы.
Любуясь Цори вблизи, можно разглядеть на стенах многих построек сохранившиеся орнаменты, сделанные очень простым и одновременно оригинальным способом: для того, чтобы украсить строения, некоторые камни из ровных стен вынимали, создавая рельеф. Кроме того, башни украшают простые рисунки и солярные символы, высеченные на камнях, – так называемые петроглифы. Особенная отличительная деталь оформления башен – это изображение ладоней возводившего их мастера у входа.
Одна из славных легенд, связанных с Цори, рассказывает о девушке-воине, храброй наезднице Могушке. Предание гласит, что девушка командовала отрядом из шести с лишним десятков воинов-мужчин и устрашала врагов своей отвагой. В середине XVII века после смерти девушки в Цори для неё был выстроен отдельный трёхъярусный мавзолей, Могушка-каш. Это семиметровая усыпальница с многоярусной крышей, возведённая на скале на южном краю аула.
Башенный город «Эгикал»
Эгикал – жемчужина Ингушетии, самый большой башенный город республики, расположенный на южном склоне горы Цейм-Лоам. Люди здесь жили издавна, считается что предки нынешних ингушей сначала поселились здесь и лишь потом заняли всю территорию современной республики. По мнению историков, первые башни появились примерно в X-XII веках. Большинство уцелевших сооружений относят к XVI-XVIII столетиям.
Башни Эгикала делятся на несколько типов: самые низенькие, квадратные по форме – это жилые. Они, как правило, двухъярусные, на первом этаже обитали домашние животные, на втором – люди. Средние по высоте – это полувоенные, полужилые. Здесь можно было жить, а если придётся и защищаться. Самые высокие – это военные. В Эгикале их было 6, уцелела одна, высотой в 27 метров.
Военные башни были важной составляющей любого ингушского поселения, ведь отсюда легко давать отпор неприятелю. Жители Эгикала попадали внутрь только по подвесным лестницам, которые поднимались сразу же, враги не имели доступа в башню. Кроме этого, каменные великаны выступали в роли сигнальных постов. Они видны за несколько километров, в эпоху, когда люди даже не догадывались о таких вещах как почта, телеграф, а тем более телефон и интернет. Именно с их помощью передавали сигналы о надвигающейся беде.
Строительство башни было делом жизни каждого ингуша. Она символизировала достаток целого рода. На строительство отводился ровно год. Если не уложился, значит, семья финансово не состоятельна, неблагополучна. Недостроенную постройку разбирали, а весь род от мала до велика приобретал серьёзно подмоченную репутацию. В Эгикале каменные блоки, используемые при строительстве, были на вес золота и считались лучшим подарком. Жених, когда брал невесту, дарил её родственникам не баранов и прочую живность, а стройматериалы.
Сейчас в Эгикале всегда много туристов, и на постоянной основе в старой башне живёт один человек.
Ильмира Гафиятуллина