Как успешно социализировать заключенных-мусульман, как не допустить распространения экстремистских и террористических идей среди отбывающих наказание, какие меры нужно предпринимать, чтобы предотвратить радикализацию на почве религии?
Продолжаем рассказывать о предложенной лондонским фондом «Quilliam», специализирующимся на борьбе с религиозным экстремизмом, программе, включающей в себя особенности работы с заключенными-мусульманами.
II. Создание Центра дерадикализации
Указанный Центр представляет собой специальное место содержания осужденных за экстремизм. Работники подобного учреждения должны пройти особую подготовку.
Целью этого центра является изоляция наиболее опасных экстремистов и их перевоспитание для последующего возвращения либо в ряды обычных осужденных, либо в нормальное общество.
Изоляция лидеров экстремистов исключает возможность ведения ими агитации; в долгосрочной перспективе некоторые из лидеров могут быть дерадикализованы и в дальнейшем использованы для борьбы с радикализмом в тюрьмах и в обществе; при успешной реализации программы расходы на дополнительные средства по борьбе с экстремизмом значительно снизятся.
Программа дерадикализации включает в себя:
- усиление сомнений в эффективности джихадистской тактики и переоценку джихадистских атак с точки зрения нравственности;
- усиление сомнений в теологической обоснованности джихадизма и террористической идеологии в целом;
- осознание того, что следование джихадистской идеологии идет в разрез с личными устремлениями человека; а также осознание того, что подобные жертвы не являются благородными, великими;
- первоначальное согласие на отказ от некоторых аспектов исламистской идеологии для того, чтобы сделать жизнь в местах лишения свободы более комфортной;
- постепенно растущее отчуждение от других джихадистов на групповом и индивидуальном уровнях;
- постепенный рост терпимости к другим стилям жизни;
- осознание того, что немусульмане не враждебны к исламу и мусульманам;
Центр дерадикализации может быть размещен как в отдельном здании, так и в отдельном крыле уже существующего пенитенциарного заведения.
Ключевыми элементами Центра должны стать:
1) разделение заключенных экстремистов на группы по идеологической принадлежности в целях избегания распространения и обмена джихадистской идеологией;
2) каждая группа или заключенный должны быть закреплены за отдельными работниками, специально подготовленными и осведомленными о поведении и идеологии поднадзорных лиц;
3) необходимо поддерживать и усиливать противоречия в радикальных группах, заставить их бездействовать, что ведет к нарастанию апатии, саморефлексии, поиску и восприятию новых идей и информации.
Этапы программы:
Шаг 1.1. Лишение всех привилегий (телефонные звонки, особая еда (кроме основных халяльных продуктов), доступ к телевидению, компьютерам, газетам, книгам; получение образования, зарабатывание денег) с того момента, как заключенные попадают в Центр. Это приведет к усталости от жизни в заключении, как следствие – к усилению напряженности внутри групп. Если поддерживать такое состояние как минимум в течение месяца, данный этап будет постепенно делать заключенных более податливыми к восприятию новых идей и опыта. Это также будет способствовать к восприятию радикальных идей как скучных и ведущих к депрессии.
Шаг 1.2. Одновременно с шагом 1.1, следует исключить по возможности любые случаи нетолерантного, расистского, антиисламского отношения со стороны работников Центра. Подобные действия должны жестко и немедленно пресекаться, а виновные из числа сотрудников – наказываться.
Шаг 2. После лишения всех привилегий на определенный период заключенным объявляется, что получение доступа к вышеуказанным привилегиям возможно только при личном хорошем поведении и при отказе от экстремистских взглядов. Сначала группа может объединиться против работников Центра, отказываясь от любых уступок, но постепенно в группе начнется раскол, поскольку часть членов группы захочет получить привилегии. Это приведет к дальнейшему росту напряженности внутри группы и к ее распаду.
Меры дерадикализации:
1) Приглашение авторитетных и умеренных мусульманских ученых, бывших радикалов, жертв терроризма, геноцида, а также ученых для обсуждения ключевых моментов религии и истории. Такие дискуссии могут проводиться как с малыми группами, так и с отдельными заключенными. Главное, чтобы приглашаемые лица приходили к заключенным повторно.
2) Лишение возможности получать информацию из экстремистских источников приведет к недовольству заключенных. Те из заключенных, кто согласится участвовать в программе дерадикализации, будут получать книги и фильмы анти-экстремистского содержания.
3) Уроки арабского языка и чтения Корана. Заключенные получают доступ к данным урокам только при условии отхода от джихадистских принципов. Курсы должны основываться на исламских текстах, в которых говориться о терпимости и отрицании насилия. Учителя арабского языка могут быть женщинами или немусульманами, для того, чтобы заставить радикалов пересмотреть свои взгляды на эти категории населения.
4) Дополнительные меры (при согласии заключенных на участие в программе дерадикализации) могут включать возможность посещения психотерапевта, доступ к урокам по искусству, литературе и др. Возможно предоставление дополнительных минут разговора по телефону с семьями, дополнительной еды, доступа в спортивные комнаты. Главное, чтобы привилегии предоставлялись медленно и постепенно, чтобы заключенные чувствовали, что привилегии действительно заслуженны.
Таким образом, опыт Великобритании по дерадикализации религиозных экстремистов в тюрьмах достаточно противоречив. Власти находятся в поиске эффективных мер, зачастую действуя методом проб и ошибок. Полагаем, что приведенный зарубежный опыт может быть принят во внимание отечественными специалистами с учетом российской специфики, особенностей законодательства и имеющихся наработок.
Ильшат Мухаметзарипов