Сегодня по всей стране проходит День солидарности в борьбе с терроризмом. А что есть терроризм – это такая зараза, которая отравляет любое общество, которая не знает пощады ни к кому и поглощает всё и вся, сметая на своём пути любые преграды. И, что самое печальное, никто из нас не застрахован от этого. Но в наших с вами силах понять, хотя бы частично, почему люди присоединяются к подобным группировкам, понять, на что вербовщики оказывают давление, чтобы склонить на свою сторону, что становится решающим в принятии культового образа жизни и идеологии.
По мнению специалистов, принятие культового образа жизни и идеологии может происходить по разным причинам. Будет ошибочным утверждать, что сторонниками деструктивных культов становятся люди ограниченные, маргиналы, нездоровые психически или физически. Однако в последнее время все больше авторитетных специалистов, занимающихся проблемами деструктивных культов, сходятся во мнении, что человек не сам вступает в такие организации, а затягивается в них против собственной воли, при помощи различных психологических уловок, о которых мы попробуем вам рассказать в нашем материале.
Ранее мы попытались составить более или менее полный перечень мнений различных специалистов относительно возможных причин присоединения человека к культу. Резюмируя это, можно сказать, что, во-первых, среди адептов сект могут быть психически здоровые, акцентуированные и психопатические личности, чей уровень образования может быть как неполным средним, так и высшим.
Во-вторых, к факторам, повышающим уязвимость личности перед сектантством, относятся психологическая предрасположенность (психические расстройства, неразборчивое стремление к духовному смыслу, доверчивость, наивный идеализм, утрата прежних ценностных ориентаций и т.д.), социальная ситуация (внезапная болезнь, смерть близкого, несчастный случай, развод, потеря работы и т.д.) и социальная среда (в первую очередь речь идёт о семье).
Наиболее уязвимыми для влияния вербовщиков становятся те, кто находится в конфликтных ситуациях с ближайшим социальным окружением, одинокие, испытавшие сильное психическое потрясение, потерявшие уверенность в собственных силах, испытывающие внутреннюю неудовлетворенность собой, своей жизнью, системой ценностных ориентаций и установок.
Если говорить о возрасте, то наиболее подвержены влиянию радикалов люди в подростковом возрасте. Это связано с тем, что психология подростка во многом имеет культовый, групповой характер. Свою роль играет и долгая политика атеизма, что привело к «духовному вакууму», который сейчас стремительно заполняется многочисленными неорелигиозными, мистическими движениями. Именно этот фактор (ощущение духовной пустоты) является лидирующим среди списка причин присоединения к культам среди граждан государств постсоветского пространства.
Если верить многочисленным исследованиям, посвящённым влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях.
У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Посмотрите на нынешнюю молодёжь – большую часть времени юноши и девушки проводят в поисках развлечений без особой смысловой нагрузки.
Именно это с успехом и используют сторонники деструктивных культов, предоставляя людям возможность участвовать в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных шествиях, сеансах психотерапии и в других мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека, на его эмоциональную включенность в происходящее на экране. Сюда стоит также включить использование неосведомлённости и неопытности человека.
Что касается лидеров радикальных группировок, то в своей работе они манипулируют такими чувствами, как любовь, страх, гордость, тщеславие, ненависть, эгоизм и т.д. Зачастую в их руки попадают люди, страдающие одиночеством и мечтающие от этого избавиться. Ведь согласитесь, каждый хочет, чтобы его любили, уважали, нуждались в нём. Именно поэтому едва новообращённый попадает в культ, как его тут же окружают безмерными заботой и вниманием.
А вот свобода в подобных обществах относительна и допускается только в рамках концепции данного движения. Э. Фромм в своей книге «Бегство от свободы» объяснил необходимость этих ограничений для уменьшения тревоги и чувства одиночества. По его мнению, человек ищет власть, которая будет регламентировать его жизнь (глобально, например, в выборе смысла жизни, или боле детально, например, в выборе распорядка дня) и, тем самым, освободит его от личной ответственности – ответственности за принятие собственного решения. Склонны попадать в культы и люди бескомпромиссные в своих духовных поисках, стремящиеся к абсолютной истине «здесь и сейчас», а культу свойственно давать простые ответы на любые вопросы.
Предрасположенность к манипулятивным отношениям появляется не за долю секунды, а формируется годами. «Авторитарность есть максима свободы обезличенного конформиста. Одновременно авторитарность – это усвоенная базовая модель отношений в семье и обществе. Культизм – одна из форм изменения группового статуса молодого человека, форма молодёжного разрыва отношений с семьей. Это максима первичной свободы – выбор между авторитетами, видами власти над собой, формами собственной обезличенности.
Предпочтение более высокого, нежели родительский, авторитета воспринимается в качестве собственно духовного роста. Прагматическое и авторитарное отношение родителей к ребёнку заменяется столь же манипулятивным, но более статусным отношением со стороны культа. И то и другое – в гуманистической оболочке.
Группа так же, как и родители, исключает личную ответственность ребёнка. Ответственность и связанное с ним чувство вины проявляется лишь при переходе от одного типа безответственности к другому. Но и они вытесняются осознанием личностного роста, изменения статуса и приобщённости возвышенным целям».
Мы должны понимать, что потенциальной жертвой любого деструктивного культа может стать каждый, достаточно лишь находится в нужном состоянии – разочарования, безнадёжности, фрустированности и даже в состоянии авитаминоза. Никто не застрахован. Но предупреждён - значит вооружён.
Ильмира Гафиятуллина