Многие мусульмане зачастую мало знают, как правильно вести себя за столом в соответствии с Исламом. Ниже мы попытались раскрыть тему, как вести себя в соответствии с Сунной до, во время и после приема пищи.
وسنة الأكل البسملة أوله و الحمدلة آخره، و غسل اليدين قبله و بعده ، و يبدأ بالشباب قبله و بالشيوخ بعده. ملتقي.
(Является сунной перед началом приема пищи сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим», - а в конце сказать: «Альхамдулиллях», - и мыть руки перед едой и после [приема пищи]. Перед едой сначала вымыть руки следует молодым (например, при собрании людей как молодого, так и пожилого возраста, когда место для мытья рук только одно), а после еды - старых людей следует пропустить вперед). Из книги «Ад-Дурруль-Мухтар», «Аль-Хазр уаль Ибаха», стр. 490)
Ибн Абидин говорит:
- Если человек перед едой забыл сказать «Бисмиллях», то путь он скажет «Бисмилляхи аля Аввалихи уа Ахырихи» («Ихтияр»).
При произнесении «Бисмиллях» возвышай голос, чтобы ты напомнил рядом сидящим, а когда ты завершил прием пищи, не произноси громко «Альхамдулиллях», пока все не закончили есть («Татархания»).
«Бисмиллях» говорится, когда еда является дозволенной, а «Альхамдулиллях» в конце приема пищи можно сказать в любом случае («Кунья»).
Перед едой моют руки для того, чтобы отдалить бедность. Руки не вытирают, чтобы остался виден след мытья. А после еды моют руки для отдаления слабоумия, при этом они вытираются, чтобы не оставалось следов пищи.
В «Асаре» передается, что это «баракят» пищи. Споласкивать рот перед приемом пищи не является сунной, но для того, кто находится в состоянии «джунуб» (большое осквернение), не сполоснуть рот перед едой является «макрухом»; исключение - женщина в состоянии «хайд» (менструации), для нее это «макрухом» не будет («Ад-Дурруль-Мунтака»).
В дополнении Ибн Абидин сказал:
- Является макрухом ставить солонку на хлеб (лепешку) и вытирать руки или нож о хлеб. Не запрещено (но лучше этого не делать) есть, опираясь (на что-либо) или не покрывая голову, [все это] по избранному мнению.
Является «исрафом» (расточительством) есть середину лепешки (хлеба), оставляя, то, что вокруг, а также есть пышную часть лепешки и оставлять тонкую часть посередине. Исключение составляет случай, когда есть люди, которые будут употреблять в пищу другую часть. Исрафом также является выбирать лепешку из нескольких штук, кроме случая, когда другие люди будут есть остальное.
Из уважения к хлебу, когда он уже есть (на столе), не стоит ждать приправу, оставлять то, что выпало из рук. Надо поднять [упавший кусок], очистить его и съесть.
Сунной является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине (стола), потому что баракят нисходит на еду, которая находится посередине (и если начать с середины, то баракят уйдет).
Также является сунной брать пищу из одного места, за исключением различных фруктов (т.е это не нежелательно), и на все, что мы привели выше, есть подтверждение в «Асарах».
Во время приема пищи (является мустахабом) сидеть на левой ноге, приподняв колено правой. Кроме того не надо есть горячую пищу и нюхать ее. От Абу Юсуфа есть риваят, что дуть на еду без звука не является макрухом, однако со звуком макрух (нежелательно).
Молчать при приеме пищи является макрухом, потому что в этом есть уподобление маджусам (огнепоклонникам), а (за едой) следует разговаривать о благом.
Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:
من أكل من قصعة ثم لحسها تقول له القصعة أعتقك الله من النار كما أعتقتني من الشيطان
«Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
Также является желательным начинать и заканчивать прием пищи солью, так как в этом есть излечение от семидесяти болезней.
И пусть, очистив тарелку (от остатков пищи), мусульманин оближет пальцы (это приветствуется) перед вытиранием рук полотенцем (салфеткой) («Ад-Дуруль-Мунтака», «Баззазия»).
و الله أعلم بالصواب
Islam-today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!